«Новые писатели», выпуск пятый – Москва, 2007
Пятый выпуск альманаха «Новые писатели», ежегодно издаваемого Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ по итогам Форума молодых писателей России, содержит стихи, рассказы, пьесы и критические статьи почти пятидесяти авторов, отобранных из 168 участников прошлогоднего форума в Липках.
Среди авторов поэтической части альманаха едва ли не половину составляют имена, уже известные читающей публике: Анна Русс, Андрей Гришаев, Николай Дегтярёв, Алексей Кащеев, Арсений Ли, Дмитрий Румянцев, Сергей Шабуцкий, Артём Шепель. Среди прозаиков сколько-нибудь известных личностей гораздо меньше: Ашот Аршакян, Владимир Гугнин, Алексей Караковский, Ирина Мамаева, Михаил Титов. Впрочем, известность и качество текста далеко не всегда находятся в прямой зависимости. Так, в данном выпуске альманаха едва ли не самые интересные рассказы «Шарманщик на сатурналии» и «Дружба» принадлежат никогда ранее не публиковавшемуся художнику из Владикавказа Станиславу Харину. В прошлом году Станислав стал настоящим открытием форума в Липках. Если он сможет выдержать темп, взятый на старте, то можно ожидать прихода в литературу большого и самобытного художника. Кроме стихов и рассказов в альманахе помещены: пьеса актёра Евгения Сулеса «Рай», отрывок из повести «Люди до востребования» Андрея Бондаренко, несколько критических статей Сергея Белякова и Натальи Рубановой. Публикации участников форума в альманахе предваряют вступительные слова, которые написали: Леонид Бородин, Андрей Василевский, Андрей Волос, Сергей Гандлевский, Кирилл Ковальджи, Роман Солнцев, Сергей Чупринин, Игорь Шайтанов и другие известные российские литераторы.
«Берега», выпуск первый – Саранск, 2007
Выход первого выпуска «литературного периодического издания молодых писателей» был приурочен к открытию Второго форума молодых писателей Приволжского федерального округа, проводившегося в сентябре нынешнего года в Республике Мордовия. Как пишут организаторы проекта, «Берега» – это «журнал молодых писателей, который будет открывать новые имена новой литературы, возникающей сейчас, в начале ХХI века. Мы начинаем наш проект с уверенностью, что подобное издание необходимо сейчас в России и аналогов ему нет. Проза, поэзия, критика, эссеистика, художественный перевод – таков круг жанров, которые будут появляться в номерах. «Берега» открыты для всех, вне зависимости от географии, и поэтому в каждом номере обязательной будет рубрика «Гость на берегах» для авторов, живущих в других уголках России». Содержание первого выпуска в целом соответствует заявленному формату: в «Берегах» опубликованы стихи Ирины Богатырёвой, Татьяны Борисовой, Екатерины Канайкиной, Алексея Евстратова, рассказы Владимира Карпушова, Анатолия Ухандеева и Дмитрия Фролова, повесть Светланы Тремасовой «Shi, или Сказочная улыбка Соль», а также довольно противоречивая, но весьма интересная статья Марата Багаутдинова «Борис Рыжий. ПТУшная поэзия сотрудника РАН», посвящённая жизни и творчеству Бориса Рыжего. В частности, Марат вначале утверждает, что «поэтичность в чистом виде к концу ХХ века себя исчерпала», а затем доказывает, что «обращаясь к поэзии, мы всегда подсознательно ищем оправдание себе и окружающему миру».
В качестве гостя «Берегов» в первом выпуске выступает московско-питерский поэт Андрей Гришаев.
«Илья», выпуск шестой – Москва, 2007
Шестой выпуск альманаха «Илья», издаваемого фондом памяти Ильи Тюрина, традиционно большое внимание уделяет творчеству трагически погибшего в августе 1999 года юноши. В новом выпуске альманаха помещены несколько его стихотворений и драматические сцены «Шекспир». Также непосредственно Илье Тюрину посвящены статья покойного Анатолия Кобенкова «Действующее лицо нашей биографии», в которой делается попытка сопоставить Тюрина с Рембо, Пушкиным и Бродским; статья Марины Кудимовой «Проблема авторства в драматических сценах «Шекспир» и два эссе Алексея Филимонова и Эдварда Чеснокова. Надо заметить, что статья Кудимовой выходит довольно далеко за рамки рассмотрения тюринского текста и часто превращается в попытку разрешить вопрос «был ли актёр Вильям тем самым Шекспиром?»
Помимо «тюринских» материалов в альманахе можно прочесть стихи обладателя Гран-при «Илья-премии 2006 года» Андрея Болдырева из Курска, а также Екатерины Березовской, Дианы Бикуловой, Екатерины Канайкиной, Кати Цыпаевой, Максима Грановского, Андрея Егорова, Владимира Титова, Дениса Шалаева, Артёма Шепеля; рассказы Евгения Москвина, Александра Поливанова, Александра Сарапова. В рубрике «Званый гость» представлен журнал «Девушка с веслом». «Девушку» представляют главный редактор Леонид Костюков, поэты Андрей Гришаев и Николай Байтов, а также «рассказчики» Ашот Аршакян, Григорий Дерябин и Пётр Попов. Критика представлена интересной (хотя и излишне вычурной по форме) статьёй Владимира Климова «Дерзнувший сметь (Владимир Маяковский и его традиции в современной поэзии)».
Стоит упомянуть, что альманах «Илья» обладает широчайшим возрастным и географическим охватом. В рассматриваемом выпуске рассказ члена российского ПЕН-центра и Союза российских писателей, лауреата Набоковской премии Союза писателей Санкт-Петербурга Александра Мелихова соседствует со стихами 12-летней Ольги Алтуховой из Москвы, а помимо названных ранее российских авторов в альманахе представлены писатели из Казахстана (Ербол Жумагулов и Павел Погода), Украины (Евгения Баранова) и Белоруссии (Евгения Ерёмина и Павел Антипов).
«Литературная учёба», № 5 – Москва, 2007
Большинство материалов номера посвящено Марине Цветаевой. Это статьи Галины Данильевой «Дом окнами в вечность» (о доме Цветаевых в Борисоглебском переулке Москвы), Людмилы Поляковской «Поэт Марина Цветаева и литератор Сергей Эфрон», Елены Айзенштейн «Вместо мозгового полушарья – звёздное» (об астрономических реалиях в поэзии и жизни Цветаевой), Станислава Айдиняна «Аллеи дремали задумчивым сном» (о ранней поэзии Цветаевой), а также неопубликованные ранее фрагменты из черновых тетрадей Марины Цветаевой «О сыне».
Из нецветаевских материалов, вошедших в выпуск, интересны: рассказ того самого Игнатия Потапенко, конкурировавшего с самим Чеховым, а потом забытого, «История одной «коммуны»; размышления Максима Лаврентьева о предсмертных произведениях русских поэтов «Прощай, тетрадь», стихи Веры Калмыковой.
Несколько сомнительной кажется обоснованность публикации стихов 12-летнего Ратмира Лутфуллина. И дело не в качестве стихов – как деликатно, но очень верно замечено в редакционном предисловии, у Ратмира «не всё ещё получается». Стихи действительно слабые, но в конце концов «Евгения Онегина» Пушкин написал не в 12 лет. Проблема в ответственности публикатора. Одно дело, когда детские стихи публикует газета «Пионерская правда» и совсем иное – публикация во взрослом, серьёзном журнале. Как правило, вундеркинды перестают развиваться после преждевременных лавров. Впрочем, будем надеяться, что с Ратмиром этого не произойдёт и публикация в Литучёбе станет началом, а не концом его поэтического пути.