ТЕАТР
Нынешний сезон в Камерном музыкальном прошёл под знаком двойного юбилея – театру исполнилось 35, а его основатель и художественный руководитель отметил своё 95-летие. По такому торжественному случаю в доме на Никольской прошла целая праздничная декада. Было много поздравлений, здравиц, подарков – одним словом, торжество прошло со всеми приличествующими почестями. Но, думаю, самым дорогим подарком для прославленного оперного постановщика явилась в те дни премьера нового его спектакля – оперы итальянского композитора XVIII века Доменико Чимарозы «Тайный брак».
Из 80 опер, созданных Чимарозо, нам представлена эта вещь, самая, пожалуй, яркая, искромётная в музыкальном отношении. Более того, по мере её слушания лично у меня невольно возникали парафразы великих мастеров последующих поколений – Вивальди, Моцарта, Чайковского, которые далеко оторвались от своего предшественника по богатству оперного мышления. Однако это нисколько не мешает нам воспринимать творение Чимарозы как подлинное искусство, овеянное ароматом барочных экосезов, с непременным шелестением струнных, цокающих деревянных, с мелизмами и форшлагами, от которых душа трепещет и не ослабевает внимание к незатейливому сюжету. Благо что Покровский может стряхнуть пыль времён с, казалось бы, забвенных произведений. Мановением режиссёрской руки он совершает чудо: ты чувствуешь эпоху, слышишь её. Игровой занавес, исполненный под гравюру, костюмы, мебель, люстра в виде обручального кольца, танцы, мизансцены, в которых столько изящества (художники Виктор Вольский и Рафаил Вольский, балетмейстер Лилия Таланкина, режиссёр Ольга Иванова), наконец, гармоничное созвучие оркестра (дирижёр Олег Белунцов) – всё это, разумеется, волнует наши зачерствевшие души, истосковавшиеся по простоте и наивности. Конечно, можно и снисходительно улыбнуться с высоты своего века, глядя на «шалости» напудренных героев. Но признаемся в потаённом: многое в повадках их близко и понятно нам.
Всё те же браки по расчёту, жуиры дам и кавалеров, тот же неизменный богатенький папа, мечтающий выдать замуж своих дочерей за аристократа. Вечно попадающий впросак купец Джеронимо (солист Герман Юкавский) ну очень напоминает комичными повадками доктора Бартоло из «Севильского цирюльника» Россини (добавим – та же басовая партия!). «Ла-мур, ту-жур», игривая ревность, мщение и – прощение. А если этот «инструментарий» сдобрен приятной музыкой (особенно во втором акте, где вдруг вступает пленительная по красоте ариоза Каролины в исполнении сопрано Олеси Старухиной), то нам непременно следует сказать: опера наша. Изысканная, как гравюра, по форме, постановка оперы очерчивает такие понятия, как прочность семейных устоев. Недаром же Покровский в своём напутствии в программке сказал весьма знаменательную фразу: «Метания наших оперных молодожёнов у современных молодых могут вызвать лишь улыбку. Однако в XVIII веке брак без родительского благословения для невесты мог закончиться трагически. Тема взаимоотношений родителей и детей актуальна во все времена. С такими мыслями мы приступали к новой постановке».
Ну что ж, мысли воплощены достойно...
И напоследок. Композитор написал эту оперу на либретто Джованни Бертати по высочайшему повелению австрийского императора Леопольда II. Император был в восторге и потребовал немедленного повтора.
У нас в стране традиция посещать премьеры первыми лицами государства, кажется, почти угасла. К тому же в Московском академическом камерном нет «царской ложи». А может быть, и хорошо: ведь в театре есть свой император – Борис Покровский.