Не стало человека редкостного природного дара – дара быть человеком. Александр Якимович Дегтярёв обладал именно этим качеством. Писатель, издатель, общественный деятель, учёный, лишь недавно отметивший своё 75-летие, он был не только членом Союза писателей России, но и советником председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко – это было главным местом его работы в последние годы, первым вице-президентом Академии российской словесности, первым заместителем председателя Международного союза книголюбов.
Он обладал обострённым чувством справедливости. Причём справедливости не только по отношению к некоторым нашим современникам, скажем так, а справедливости исторической. Будучи доктором наук, он знал историю нашей большой Родины не только с лицевой части, но и с изнанки, ведал то, о чём мало кто ведает, и, будучи писателем, учёным, старался внести поправки в искажённые временем страницы.
Вот пример. Связан он с нашими с ним разговорами о событиях начала ХХ века, о личностях, живших в ту пору. Для меня эта тема была очень важной и близкой в связи с литературными интересами, с работой над прозой о героях тех времён. Всплыла фигура генерала М.В. Алексеева, начальника штаба Верховного главнокомандующего Николая Второго. Сто с лишним лет считалось, что Алексеев предал своего государя, возглавил заговор генералов и заставил царя отречься от престола. А. Дегтярёв разобрал весну 1917 года почти по минутам и снял клеймо отступника с М. Алексеева. Невиновен был генерал в падении России и отставке государя.
У меня есть книга А. Дегтярёва «В защиту старого генерала». Очень интересная. А. Дегтярёв проявил и характер, и благородство, защищая имя человека в ситуации, когда тот уже не мог защищать самого себя.
К слову, Алексеев был против капитулянтского завершения войны с Германией (кстати, В.И. Ленин на совещании членов ЦК и Совнаркома 21 января 1918 года тоже был против этого, позиции, как видите, совпадали, но победили точки зрения Бухарина и Троцкого, которым очень хотелось раздуть мировой пожар), а до этого победила позиция Керенского и Временного правительства. В результате кроме потерь в живой силе мы потеряли территорию, где проживали 50 миллионов русских, и выплатили Германии контрибуцию – 90 тонн золота.
Через несколько месяцев Германия отдала это золото союзникам России в той войне и выплатила контрибуцию Англии с Францией нашим золотом. Победили все, кроме России. Черчилль даже отметил: «Ни к одной стране мира судьба не была так жестока, как к России».
Обо всём этом Александр Дегтярёв очень подробно и талантливо, с болью в душе писал. Как писал и о многом другом. Нам очень будет не хватать тебя, Александр Якимович. Прощай, дорогой друг, и прости всех нас.
Валерий Поволяев