Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 января 2017 г.
Литература

По завету Джона Голсуорси

Эхо скандала

18 января 2017

Есть ли у членов клуба право на своё мнение?

Конфликт в ПЕН-центре начал созревать довольно давно – года три назад. Правда, полагаю, о нём поначалу не знали даже сами члены организации, потому что зарождался он в среде руководства. Хотя лично я в ПЕН-центре состою давно, до меня долетали лишь отголоски этого конфликта. В полной мере я начал понимать происходящее только два года назад, когда стал членом исполкома. И сполна оценил завет первого президента Международного ПЕН-клуба, лауреата Нобелевской премии Джона Голсуорси, который призывал писателей бороться за свободу слова, свободу творчества, ни от кого не зависеть и ни в коем случае не заниматься политикой. Именно политика, к моему глубокому сожалению, и породила нынешний раскол в сегодняшнем Русском ПЕН-центре.

Как я понимаю, в 2013–2014 годах в ПЕН была поспешно принята группа людей, некоторые с нарушением устава, которые попытались нашу организацию превратить в оппозиционную политическую партию. При этом не учли, что в ПЕН-центре состоят писатели самых разных возрастов и политических убеждений. До поры их объединяли приведённые выше слова Голсуорси, потому что не бывает писателя, который не хотел бы свободы слова и творчества. А вот неосторожное вступление на поле политики немедленно породило взрыв.

В сегодняшней сложнейшей политической ситуации мы продолжаем регулярно выступать в защиту деятелей культуры и искусства, невзирая на их политические убеждения. Мы считаем, что нужно защищать всех писателей, а не только политически близких. При этом стараемся всё делать по российским законам и уж ни в коем случае не призывать к нарушению закона российские власти. Все очень просто: в стране есть Конституция, и её обязаны соблюдать все: и власть, и все остальные граждане. Мы не забыли требование одного из первых наших диссидентов Александра Есенина-Вольпина к тогда ещё советским властям соблюдать собственную Конституцию. Именно этого мы и хотим. И если видим, что есть нарушения реальные, а не выдуманные средствами информационной войны, выступаем немедленно.

Лично я всегда считал и считаю, что любой человек имеет право на собственное мнение, тем более писатель. Я по своим убеждениям демократ и даже либерал. Но любая замечательная идея, если её довести до абсурда, становится абсурдной и даже становится собственной противоположностью. Ничем иным я не могу объяснить того, что некоторые члены нашего ПЕНа иногда докатываются до поддержки самых настоящих нацистов, как было в истории с поддержкой некоего автора, написавшего гимн УПА. После этого я просто не мог не выступить с протестом. Здесь ещё и личные мотивы. Бравые воины этой самой УПА моих еврейских прадеда и прабабку во время войны живьём закопали.

В нынешнем конфликте есть ещё и этическая составляющая. Мы всегда были против того, чтобы кого-либо исключать из рядов ПЕНа. Но откровенное хамство, оскорбления коллег, диффамация, публичные заявления о желании уничтожить ПЕН-центр просто вынудили нас прекратить членство в организации журналиста Сергея Пархоменко. Знаю, что многим это не понравилось. Мне самому это не нравится. Но в сегодняшней ситуации, когда мы пытаемся спасти саму организацию от распада, а вместо помощи вынуждены противостоять собственным членам, этот шаг, скорее всего, был неизбежен. Тем более что на очередном отчётно-перевыборном собрании группа людей вновь пыталась сорвать его работу, ссылаясь на несовершенство устава.

Мы неукоснительно работаем по уставу, принятому общим собранием в 2008 году. В силу разных причин он не зарегистрирован Минюстом, но другого устава у нас пока нет. По нему мы и проводили последнее собрание в декабре. Проблемы с уставом вызваны неопределённостью статуса, а также тем, что члены нашего ПЕНа разбросаны по всему миру. В Минюсте считали, что мы подразделение Международного ПЕН-клуба, штаб-квартира которого расположена в Лондоне. Лондон же отправлял нас для регистрации назад в Москву, потому что мы национальный ПЕН. В такой неопределённости предыдущий исполком жил много лет. И только мы теперь занялись этой проблемой. Уже создана и работает комиссия по внесению исправлений и дополнений в устав. Комиссию возглавляет Марина Кудимова, в неё была введена имеющая юридическое образование поэтесса Мария Ватутина, привлечён профессиональный юрист. Сегодня комиссия собирает и анализирует все поступающие предложения. Дело в том, что мало учесть пожелания членов ПЕНа. Пожелания эти должны совпасть с российским законодательством. Но это процесс долгий, займёт около года вместе с утверждением в Минюсте.

Если говорить о моём отношении к сложившейся ситуации, то я все усилия направлял на то, чтобы всех примирить, чтобы все работали в едином направлении, невзирая на свои политические убеждения. Выступления в политическом поле противоречат хартии ПЕН-клуба. Каждый член ПЕН-центра имеет право выступить и говорить всё, что хочет, но не от имени ПЕН-центра. Повторяю: наша главная задача – это защита свободы слова, свободы творчества, защита писателей и деятелей искусства и культуры, подвергающихся гонениям за свою профессиональную деятельность. То есть надо соответствовать тому, что было сформулировано в 30-е годы Джоном Голсуорси в хартии во время основания международного ПЕНа.

Я лоялен к разным взглядам, разным людям. Я лично готов всех понимать, я готов к любому диалогу, потому что понимаю: нынешний разрыв губителен, страшен. Потому что с обеих сторон и у меня, и у других есть близкие друзья, с которыми связывают десятилетия дружбы. Выбор сделать почти невозможно. Но можно ещё сесть за стол и поговорить, попытаться разобраться в ситуации. В том случае, если есть желающие разговаривать, а не воевать.


Тэги: Литературный процесс
Обсудить в группе Telegram

Ефим Бершин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Читатель ничем и никому не обязан

    16.10.2018
  • Восторг открытий, пиршество ума

    20.06.2018
  • Родовое гнездо гения

    13.06.2018
  • Белые акации и летающие книги

    13.06.2018
  • Хорошо воспитанный дипломат

    13.06.2018
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Спасём наш союз!

    327 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Мы ждём перемен

    172 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS