Связи российского и белорусского хореографического искусства сложились давно и прочно. Однако возможность их расширения и укрепления есть всегда, и не использовать её непростительно.
Большой театр Беларуси живёт напряжённой жизнью. Только что отметили 90-летний юбилей, выпустили премьеру «Севильского цирюльника», совершили протяжённый гастрольный тур по России. В Казани приняли участие в Нуриевском фестивале, продолжили путь в Уфу, Челябинск и Тюмень, всюду пожав лавры успеха. Едва вернувшись в Минск, белорусские артисты подключились к программе ежегодного фестиваля «Балетное лето в Большом». Но открыло фестивальную афишу выступление труппы Воронежского театра оперы и балета. В рамах концепции, разработанной хозяевами масштабного праздника танца, воронежцы показали балет «Продавец игрушек» Алексея Шулыгина в постановке Андрея Петрова, и назавтра – два современных одноактных спектакля Софьи Гайдуковой: «Арлекинада. New» (на музыку Алексея Айги) и «Кармен.New» (на музыку Бизе). Эти произведения вызвали неоднозначную оценку публики: что уж говорить про мизансцену, когда Кармен (Елизавета Корнеева) всю арию «L›amour est un oiseau rebelle» просидела, выжимая сок недоеденного апельсина… Правда, исполнителей обоих спектаклей – Марту Луцко, Ивана Негробова, Михаила Ветрова – за их танцевальные энергозатраты и полную самоотдачу зрители искупали в благодарных овациях.
Воронежский театр открыл серию выступлений российских трупп на главных академических подмостках Беларуси. Впереди гастроли Большого театра России, Челябинского театра оперы и балета, Московского театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва.
А программу фестиваля балетного лета продолжили выступления уфимских танцовщиков, также презентовавших два спектакля. Да не каких-нибудь, а шедевр Юрия Григоровича – «Легенда о любви» (после показа «Аленького цветочка» Владимира Купцова – Андрея Петрова). Спектакль произвёл фурор, в том числе благодаря отличной репетиторской работе. Полнокровные образы создали Гульсина Мавлюкасова (Мехменэ Бану), Лилия Зайнигабдинова (Ширин), Рустам Исхаков (Ферхад), Олег Шайбаков (Визирь), Данила Алексеев (Незнакомец). С ними у белорусской публики состоялось приятное знакомство. Поклонники хореографического искусства открыли для себя также имена воронежских артистов: Екатерины Любых, Максима Данилова, Дмитрия Трухачёва, Тагира Мустафаева…
Пришло время и хозяевам «вступить в игру» на собственной территории. Они замахнулись на три сложнейших классических балета кряду из своего репертуара: «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Жизель». В образе царственной Одетты – прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик, чьи поющие руки и выразительный корпус производят сильнейшее впечатление. Эвен Капитен (Зигфрид), недавно сменивший статус премьера белорусского балета на положение ведущего танцовщика Мариинского театра, вновь с радостью оказался на минской сцене – теперь уже в качестве гостя. В «Дон Кихоте» Валерия Исаева и Рустам Исхаков до деталей отработали музыкально-ритмические задачи партий Китри и Базиля, искренне играли и встроились в потрясающий актёрский ансамбль белорусских танцовщиков – Антона Кравченко (Дон Кихот), Павла Ушакова (Санчо Панса), Константина Кузнецова (Лоренцо), Владислава Руденко (Гамаш). Берлинский государственный балет (Staatsballett Berlin) – главная балетная труппа столицы Германии. Оттуда приехали исполнители главных партий «Жизели». Волна вдохновения подхватила и унесла обоих в сферы художественного самовыражения. Жизель – Овсяник парила в чутких руках Альберта – Тамазлакару, вновь поведав трогательную историю вечной и всепрощающей любви. Фестиваль завершился грандиозным гала-концертом, в котором блеснули лучшие белорусские артисты и приглашённые мастера сцены Москвы, Перми, Петербурга.
Александр Мишин