В год столетия выхода первых своих номеров журнал «Русское искусство» посвятил отдельный выпуск культурной жизни 1920-х годов.
Этот период в истории страны – эпоха поистине судьбоносная. Старый мир, уступая место новому, не сдавался без боя и не исчезал без следа. Наоборот, пытался всеми возможными способами прорасти в изменившуюся реальность. И у него получалось – среди деятелей искусства было немало тех, кто понимал: провозглашённый советской властью принцип «до основанья, а затем» в сфере культуры рано или поздно заведёт молодую страну в тупик. Эта краткая и бурная эпоха до сих пор до конца не изучена. Открыв очередной номер «Русского искусства», даже подкованные читатели обнаружат для себя много интересного.
Журнал был создан в 1923 году. У его истоков стояли такие просветители, как Соломон Абрамов, Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Евгений Замятин, Осип Мандельштам, а потому появление такого издания невозможно не счесть закономерным. Чтобы оценить путь, пройденный им к сегодняшнему дню, важно понимать атмосферу времени, ставшего для «Русского искусства» колыбелью. И хотя свежий выпуск не позиционируется как «особенно» юбилейный, тем не менее в длинной и яркой череде предшественников он явно стоит особняком. Он не просто необычен. Он словно из другого измерения. Так бывает – энергия темы, предложенной главным редактором Еленой Бехтиевой, умножается энергией авторов и получается номер-вершина, открывающая горизонты для новых восхождений.
Начнём с того, что редакция возродила традицию, заложенную отцами-основателями: в номере есть корпус материалов о иных областях искусства, помимо изобразительного. Историк музыки, доцент Московской консерватории Даниил Топилин пишет о глубинных пластах России Сергея Рахманинова, 150-летие которого отмечается в этом году. Предоставлено слово ещё одному юбиляру – Фёдору Шаляпину: из его книги «Маска и душа» выбраны фрагменты, связанные с 20-ми годами. Редактор журнала Дарья Слеп воспроизводит панораму печатных изданий, появившихся на свет одновременно с «Русским искусством». Анатоль Вовк приглашает читателей в увлекательное путешествие в мир моды послереволюционной России, воскрешая имена Надежды Ламановой, Ольги Бульбенковой и других русских кутюрье. Завершает номер удивительная по точности отражения атмосферы времени подборка стихов Ахматовой и Есенина, Цветаевой и Северянина, Волошина и Маяковского.
Но, разумеется, главное внимание, как и прежде, уделено искусству изобразительному, и эта часть номера выстроена на контрастах, подогревающих читательское любопытство. Перед нами своего рода маятник. В одной из крайних «точек смещения» – энциклопедическая по охвату статья сотрудника музея-заповедника «Царское Село» Ларисы Бардовской о художниках, помогавших сохранить и превратить в музеи романовские резиденции. В другой – материал сотрудника Ивановского областного художественного музея Натальи Рыжиковой о работах советских авангардистов, отправлявшихся в провинциальные музеи. В такое же «противостояние» можно вывести два экскурса: Ирины Седовой, куратора выставки в Третьяковской галерее «In memoriam. Остановленное время», в фокусе которой оказались знаковые фигуры советской эпохи, и Александры Струковой, рассказывающей о новых поступлениях графики 20-х годов в собрание галереи.
Не менее интересно сопоставить статью Ольги Морозовой, сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина, о формировании методов и принципов экскурсионной работы с новыми (читай – абсолютно неподготовленными) посетителями советских музеев и исследование Елены Любимовой, эксперта Фонда Игоря Карла Фаберже, о выставке русского искусства в Америке 1924–1926 годов. Или «портреты на фоне времени» таких незаурядных мастеров, как Иван Шадр, «кисти» Ларисы Бедретдиновой и Алексей Щусев, «пера» Сергея Колузакова. Двигаться в такт причудливому маятнику, запущенному редакцией журнала, – истинное наслаждение для тех, кто видит в русском искусстве нечто большее, чем только полотна, здания, симфонии и строчки…