Алексей Одесский
Спортивный подвиг 22-летнего советского спортсмена ленинградца-блокадника Юрия Тюкалова, завоевавшего золотую медаль в академической гребле-одиночке на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки – многообещающий жизненный сюжет, идеальный для воплощения на киноэкране.
Фильм «Первый на Олимпе» получился красивым – создатели картины постарались на славу. С любовью, в деталях воспроизведена атмосфера с жадностью окунувшегося в мирную жизнь Ленинграда первых послевоенных лет. Похвально стремление авторов достоверно передать дух соревнований по академической гребле конца 40-х – начала 50-х годов прошлого века, подкупает серьёзный подход к реквизиту: непривычные современным спортсменам лодки тех времён «искали у коллекционеров по всей стране», тщательно приводили в порядок, реставрировали. Филигранную мастерскую работу оператора Сергея Мачильского стоит отметить особо. Сверхсложная задача показать в кадре регату не только с высоты птичьего полёта, но и с перспективы соревнующихся в сочетании с крупными планами гребцов была решена блестяще.
Чемпион Глеб Калюжный
Внешнее сходство с Тюкаловым – лишь одна из составляющих успеха молодого актёра Глеба Калюжного. Его собственные качества – целеустремлённость, настойчивость, упорство, фанатизм (с таким багажом впору идти к олимпийским вершинам!) – очень помогли исполнителю главной роли в съёмочном процессе. Глеб ежедневно много тренировался, отказался от помощи дублёров, бывало рисковал (однажды ему пришлось окунуться с головой и уйти на глубину в холодные невские воды).
Хороша Ирина Паутова в роли Шуры Чириковой. Симпатичная девушка, наблюдавшая за ежедневными тренировками Юры Тюкалова с борта речного трамвайчика, волей случая оказавшаяся его сокурсницей в Художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, стала его музой в спорте и в искусстве.
Как всегда великолепен Владимир Ильин, не важно, что его персонаж в иерархии сценария роль – второго плана.
Лента безусловно добротная, трогательная – не даром зрители выходят из зала со слезами на глазах. Одним словом, спортивная драма состоялась, но – достигнута ли цель?
Правдивое кино
В одном из недавних интервью режиссёр Артём Михалков подчеркнул: «Первый на Олимпе» – это «художественное кино, а не документальный очерк про Юрия Тюкалова». И там же сформулировал: «для меня кино – это жизнь, поэтому ты хочешь сделать его честным, правдивым». Справедливые, правильные слова. Бесспорно, кинематограф без художественного вымысла невозможен – фантазия сценариста (опытный Михаил Зубко) имеет право на жизнь. Однако не зря мы регулярно читаем в титрах о том, что все совпадения случайны. Строка «основан на реальных событиях» данную оговорку не заменяет. Юрий Тюкалов – не вымышленный герой. У почти миллиона кинозрителей в памяти останется история, рассказанная в фильме. Наряду с присутствующими в ней как минимум спорными моментами, весьма далёкими от действительности…
Широко открытые глаза Юрия Тюкалова – в них отражается прошлое, взгляд устремлён в 1941-й. На протяжении всего повествования молодого человека, пережившего ужасы войны, преследует груз страшных воспоминаний. В фильме его отец – защитник Ленинграда, командир расчёта ПВО – на глазах мальчика получает смертельное ранение под бомбёжкой вражеской авиации. Последние слова отца, его напутствие отчеканились в голове сына навсегда: «Ты жить должен! Греби, изо всех сил, греби!» Сцена придаёт сюжету особые краски, но… Дело в том, что Сергей Петрович Тюкалов (кстати, он не был зенитчиком – кавалерист, сражался на Волховском фронте) вернулся с войны, умер в 1972-м. Юра с матерью, пока отец воевал, пережили блокаду. А в кино осиротевший Юрий Тюкалов живёт один в большой пустой квартире… Вправе ли авторы фильма так круто тасовать колоду жизненных обстоятельств главного (напомним – невыдуманного!) героя?
И столь важная часть судьбы Юрия Тюкалова, ставшего по окончании спортивной карьеры художником, скульптором (панно, созданное Тюкаловым, является одним из центральных элементов Монумента героическим защитникам Ленинграда, также известны многочисленные скульптурные портреты Петра I, самый известный из них – для крейсера «Пётр Великий»), в картине «Первый на Олимпе», к сожалению, практически осталась за кадром…
Денис Алхазов в 1952-м
Любопытна фигура нашего радиокомментатора – его роль досталась «звезде» современного комментаторского цеха Денису Алхазову. С не свойственной ему сдержанностью и напускной серьёзностью изображает Алхазов советского журналиста. Вопрос – кого именно? Согласно Приложению к постановлению Совета министров СССР от 7 июля 1952 г. в состав пресс-группы советской делегации были включены два радиоработника. Первый – начинающий комментатор Николай Озеров не только вёл радиорепортажи, но также был задействован в качестве… одного из специальных корреспондентов «Литературной газеты». В своих мемуарах («Репортаж о репортаже». М.: Физкультура и спорт, 1976) Озеров вспоминает свою работу на состязаниях легкоатлетов 20-го июля в Хельсинки. Вероятнее всего, в последующие дни Николай Николаевич продолжил комментировать лёгкую атлетику и навряд ли переключился на академическую греблю к 23-му. Второй – великий Вадим Синявский. Известно, что на Олимпиаде в Хельсинки непревзойдённый мастер футбольного репортажа комментировал баскетбол… Осмелюсь предположить: радиорепортажа о победной для Юрия Тюкалова гонке не было вовсе. В публиковавшейся в прессе программе передач трёх каналов «Центрального радиовещания» трансляции из Хельсинки отсутствовали напрочь. Выходит, Денис Алхазов, переместившись, будто на машине времени, в далёкий 1952-й, сыграл там… себя самого. И получил возможность выдать в эфир узнаваемую интерпретацию: «Юра, убегай, забивай, я тебя умоляю!» Но крылатая фраза знаменитого комментатора Владимира Маслаченко, как известно, относится к иной эпохе, к совсем другому олимпийскому финалу…