Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 ноября 2025 г.
  4. № 46 (7010) (19.11.2025)
Телеведение

Победа спиной к Олимпу

«Первый на Олимпе» Артёма Михалкова в прокате

21 ноября 2025
В роли Тюкалова – Глеб Калюжный

Алексей Одесский


Спортивный подвиг 22-летнего советского спортсмена ленинградца-блокадника Юрия Тюкалова, завоевавшего золотую медаль в академической гребле-одиночке на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки – многообещающий жизненный сюжет, идеальный для воплощения на киноэкране.

Фильм «Первый на Олимпе» получился красивым – создатели картины постарались на славу. С любовью, в деталях воспроизведена атмосфера с жадностью окунувшегося в мирную жизнь Ленинграда первых послевоенных лет. Похвально стремление авторов достоверно передать дух соревнований по академической гребле конца 40-х – начала 50-х годов прошлого века, подкупает серьёзный подход к реквизиту: непривычные современным спортсменам лодки тех времён «искали у коллекционеров по всей стране», тщательно приводили в порядок, реставрировали. Филигранную мастерскую работу оператора Сергея Мачильского стоит отметить особо. Сверхсложная задача показать в кадре регату не только с высоты птичьего полёта, но и с перспективы соревнующихся в сочетании с крупными планами гребцов была решена блестяще.


Чемпион Глеб Калюжный

Внешнее сходство с Тюкаловым – лишь одна из составляющих успеха молодого актёра Глеба Калюжного. Его собственные качества – целеустремлённость, настойчивость, упорство, фанатизм (с таким багажом впору идти к олимпийским вершинам!) – очень помогли исполнителю главной роли в съёмочном процессе. Глеб ежедневно много тренировался, отказался от помощи дублёров, бывало рисковал (однажды ему пришлось окунуться с головой и уйти на глубину в холодные невские воды).

Хороша Ирина Паутова в роли Шуры Чириковой. Симпатичная девушка, наблюдавшая за ежедневными тренировками Юры Тюкалова с борта речного трамвайчика, волей случая оказавшаяся его сокурсницей в Художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, стала его музой в спорте и в искусстве.

Как всегда великолепен Владимир Ильин, не важно, что его персонаж в иерархии сценария роль – второго плана.

Лента безусловно добротная, трогательная – не даром зрители выходят из зала со слезами на глазах. Одним словом, спортивная драма состоялась, но – достигнута ли цель?


Правдивое кино

В одном из недавних интервью режиссёр Артём Михалков подчеркнул: «Первый на Олимпе» – это «художественное кино, а не документальный очерк про Юрия Тюкалова». И там же сформулировал: «для меня кино – это жизнь, поэтому ты хочешь сделать его честным, правдивым». Справедливые, правильные слова. Бесспорно, кинематограф без художественного вымысла невозможен – фантазия сценариста (опытный Михаил Зубко) имеет право на жизнь. Однако не зря мы регулярно читаем в титрах о том, что все совпадения случайны. Строка «основан на реальных событиях» данную оговорку не заменяет. Юрий Тюкалов – не вымышленный герой. У почти миллиона кинозрителей в памяти останется история, рассказанная в фильме. Наряду с присутствующими в ней как минимум спорными моментами, весьма далёкими от действительности…

Широко открытые глаза Юрия Тюкалова – в них отражается прошлое, взгляд устремлён в 1941-й. На протяжении всего повествования молодого человека, пережившего ужасы войны, преследует груз страшных воспоминаний. В фильме его отец – защитник Ленинграда, командир расчёта ПВО – на глазах мальчика получает смертельное ранение под бомбёжкой вражеской авиации. Последние слова отца, его напутствие отчеканились в голове сына навсегда: «Ты жить должен! Греби, изо всех сил, греби!» Сцена придаёт сюжету особые краски, но… Дело в том, что Сергей Петрович Тюкалов (кстати, он не был зенитчиком – кавалерист, сражался на Волховском фронте) вернулся с войны, умер в 1972-м. Юра с матерью, пока отец воевал, пережили блокаду. А в кино осиротевший Юрий Тюкалов живёт один в большой пустой квартире… Вправе ли авторы фильма так круто тасовать колоду жизненных обстоятельств главного (напомним – невыдуманного!) героя?

И столь важная часть судьбы Юрия Тюкалова, ставшего по окончании спортивной карьеры художником, скульптором (панно, созданное Тюкаловым, является одним из центральных элементов Монумента героическим защитникам Ленинграда, также известны многочисленные скульптурные портреты Петра I, самый известный из них – для крейсера «Пётр Великий»), в картине «Первый на Олимпе», к сожалению, практически осталась за кадром…


Денис Алхазов в 1952-м

Любопытна фигура нашего радиокомментатора – его роль досталась «звезде» современного комментаторского цеха Денису Алхазову. С не свойственной ему сдержанностью и напускной серьёзностью изображает Алхазов советского журналиста. Вопрос – кого именно? Согласно Приложению к постановлению Совета министров СССР от 7 июля 1952 г. в состав пресс-группы советской делегации были включены два радиоработника. Первый – начинающий комментатор Николай Озеров не только вёл радиорепортажи, но также был задействован в качестве… одного из специальных корреспондентов «Литературной газеты». В своих мемуарах («Репортаж о репортаже». М.: Физкультура и спорт, 1976) Озеров вспоминает свою работу на состязаниях легкоатлетов 20-го июля в Хельсинки. Вероятнее всего, в последующие дни Николай Николаевич продолжил комментировать лёгкую атлетику и навряд ли переключился на академическую греблю к 23-му. Второй – великий Вадим Синявский. Известно, что на Олимпиаде в Хельсинки непревзойдённый мастер футбольного репортажа комментировал баскетбол… Осмелюсь предположить: радиорепортажа о победной для Юрия Тюкалова гонке не было вовсе. В публиковавшейся в прессе программе передач трёх каналов «Центрального радиовещания» трансляции из Хельсинки отсутствовали напрочь. Выходит, Денис Алхазов, переместившись, будто на машине времени, в далёкий 1952-й, сыграл там… себя самого. И получил возможность выдать в эфир узнаваемую интерпретацию: «Юра, убегай, забивай, я тебя умоляю!» Но крылатая фраза знаменитого комментатора Владимира Маслаченко, как известно, относится к иной эпохе, к совсем другому олимпийскому финалу…



Тренеры (Артём Быстров и Елена Лядова)

«Да разве сердце позабудет…»

В завершение фильма под прекрасную душевную песню Пахмутовой и Добронравова на экране одна за другой появляются замечательные фотографии и подписи к ним бегущей строкой. На фото – тренеры Юрия Тюкалова, супруги Вера и Михаил Савримович (их превосходно сыграли Елена Лядова и Артём Быстров). Они приняли Юру Тюкалова в семью, отнеслись к нему как к сыну, верили в него, занимались с ним, помогали. Сделали из него чемпиона.
По сценарию Михаил в Финляндию поехать не смог и за день до финала умер в больнице, а Вера Александровна всеми силами пыталась оградить Юру от этой трагической новости перед важнейшим стартом. Непростительная выдумка – зачем?! На самом деле в олимпийском заливе Мейлахти рядом со своим воспитанником был Михаил Иосифович Савримович, а его жена осталась в Ленинграде. Это подтверждается в подробном репортаже, опубликованном в «Советском спорте» от 26 июля 1952 года. Михаил Савримович – первый чемпион СССР по академической гребле. Фронтовик, войну закончил в Берлине. Ушёл из жизни в 1967-м, через 15 лет после олимпиады в Хельсинки. Продолжал тренировать. И между прочим, работал главным инженером ленинградского трамвайного управления.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Константинополь» на НТВ

    20.11.2025
  • Коррупция как движущая сила революции

    19.11.2025
  • Панк-рок-терапия

    19.11.2025
  • Кровавые уроки

    18.11.2025
  • А если завтра не наступит?

    14.11.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Дата Телевидение Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS