Испанская легенда в Театре Российской армии
Театралы хорошо знают две пьесы Алехандро Касоны. «Деревья умирают стоя» часто ставят для «глубоковозрастных» юбилярш, а «Дикаря» выбирают молодые актёры, азартно разыгрывая историю любви как борьбу самолюбий.
Романтическая драма «Утренняя фея», получившая в постановке Александра Бурдонского название «Та, которую не ждут…», более загадочна и парадоксальна. В многодетный дом, где угас интерес к жизни после того, как четыре года назад якобы утонула юная жена героя, является неведомая Странница, от которой явно веет фатальным холодом. В тот же вечер накануне праздника Рождества Иоанна Крестителя (в народе – Ивана Купалы) молодой вдовец спасает из омута и приносит домой юную Аделу. Возрождаясь сама, девушка и другим помогает обрести смысл жизни.
Спектакль ЦАТРА лирической энергией насыщается постепенно.
Сценограф Валерий Фомин выстраивает библейски простое жильё со старинным очагом. Художник по костюмам Андрей Климов одевает персонажей сначала в монохромные одеяния, а в финале наряжает для праздника Ивановой ночи в одежды яркие и сверкающие.
Католическая традиция велит относиться к смерти настороженно (Странница – несомненное её воплощение). Но траурные ритмы первого акта режиссёр Александр Бурдонский позже контрастно меняет на энергичные и живые. Статике сопротивляются не только простодушные дети или наивно хитроватый увалень Квико (Игорь Марченко), но и чуткие сердцем старики, в частности колоритная Тельба (Валентина Асланова), по-земному мудрая и полная жизненных сил. Странница тоже вовсе не жаждет власти над чужими жизнями. Она предпочитает наблюдать.
Людмила Чурсина, увлечённо играя Странницу, видит в ней объективную силу: только наивные люди думают, будто умирают по глупости или случайно, – смерть всегда перед человеком честна. Актриса создаёт характер сосредоточенный и глубокий. Странница парадоксально заинтересована в том, чтобы люди продолжали жить: молодые Мартин и Адела (Сергей Смирнов и Ольга Герасимова) нашли бы друг друга, Мать (Ольга Глазкова) снова увидела бы весь мир в красках, а Дед (Леон Кукулян) не спешил бы на тот свет.
Странница внимательна к детям, уважительна со стариками, общаясь с молодёжью, готова отвечать на «вечные» вопросы. Когда же в дом является потрёпанная жизнью «бывшая утопленница», спокойно уводит «блудную жену» за собою, чтобы в селении сохранилась красивая легенда о её безгрешной душе.
Странницу, кстати, смертью никто не называет, ибо по сути она – Персефона, жена Бога мёртвых, единственная, кому дано право являться к людям и возвращать из небытия тех, кто объективно достоин возрождения. В пьесе Касоны Странница иначе служит справедливости – она не пускает в загробный мир тех, кому там пока нечего делать.
Мрачные мотивы романтической легенды режиссёр и актёры активно замещают яркими картинами упрямо возрождающейся жизни. Красиво разодетая молодёжь в финале вдохновенно поёт и танцует под прекрасную мелодию «Мантилья бланка», которую зрители могли слышать полвека назад в легендарном фильме «Возраст любви».