Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Победа жизни и любви

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Испанская легенда в Театре Российской армии

Театралы хорошо знают две пьесы Алехандро Касоны. «Деревья умирают стоя» часто ставят для «глубоковозрастных» юбилярш, а «Дикаря» выбирают молодые актёры, азартно разыгрывая историю любви как борьбу самолюбий.

Романтическая драма «Утренняя фея», получившая в постановке Александра Бурдонского название «Та, которую не ждут…», более загадочна и парадоксальна. В многодетный дом, где угас интерес к жизни после того, как четыре года назад якобы утонула юная жена героя, является неведомая Странница, от которой явно веет фатальным холодом. В тот же вечер накануне праздника Рождества Иоанна Крестителя (в народе – Ивана Купалы) молодой вдовец спасает из омута и приносит домой юную Аделу. Возрождаясь сама, девушка и другим помогает обрести смысл жизни.

Спектакль ЦАТРА лирической энергией насыщается постепенно.

Сценограф Валерий Фомин выстраивает библейски простое жильё со старинным очагом. Художник по костюмам Андрей Климов одевает персонажей сначала в монохромные одеяния, а в финале наряжает для праздника Ивановой ночи в одежды яркие и сверкающие.

Католическая традиция велит относиться к смерти настороженно (Странница – несомненное её воплощение). Но траурные ритмы первого акта режиссёр Александр Бурдонский позже контрастно меняет на энергичные и живые. Статике сопротивляются не только простодушные дети или наивно хитроватый увалень Квико (Игорь Марченко), но и чуткие сердцем старики, в частности колоритная Тельба (Валентина Асланова), по-земному мудрая и полная жизненных сил. Странница тоже вовсе не жаждет власти над чужими жизнями. Она предпочитает наблюдать.

Людмила Чурсина, увлечённо играя Странницу, видит в ней объективную силу: только наивные люди думают, будто умирают по глупости или случайно, – смерть всегда перед человеком честна. Актриса создаёт характер сосредоточенный и глубокий. Странница парадоксально заинтересована в том, чтобы люди продолжали жить: молодые Мартин и Адела (Сергей Смирнов и Ольга Герасимова) нашли бы друг друга, Мать (Ольга Глазкова) снова увидела бы весь мир в красках, а Дед (Леон Кукулян) не спешил бы на тот свет.

Странница внимательна к детям, уважительна со стариками, общаясь с молодёжью, готова отвечать на «вечные» вопросы. Когда же в дом является потрёпанная жизнью «бывшая утопленница», спокойно уводит «блудную жену» за собою, чтобы в селении сохранилась красивая легенда о её безгрешной душе.

Странницу, кстати, смертью никто не называет, ибо по сути она – Персефона, жена Бога мёртвых, единственная, кому дано право являться к людям и возвращать из небытия тех, кто объективно достоин возрождения. В пьесе Касоны Странница иначе служит справедливости – она не пускает в загробный мир тех, кому там пока нечего делать.

Мрачные мотивы романтической легенды режиссёр и актёры активно замещают яркими картинами упрямо возрождающейся жизни. Красиво разодетая молодёжь в финале вдохновенно поёт и танцует под прекрасную мелодию «Мантилья бланка», которую зрители могли слышать полвека назад в легендарном фильме «Возраст любви».

Александр ИНЯХИН

Обсудить в группе Telegram

Александр Иняхин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS