Лента Питера Фаррелли очаровала не только многонациональное жюри «Золотого глобуса», не только американскую аудиторию, где проблема национальных взаимоотношений не менее остра, чем 60 лет назад, но и многие полиэтнические страны, в том числе и Россию.
Сюжет очень необычный, хотя сценарий основан на реальной истории взаимоотношений нью-йоркского вышибалы (итало-американца Тони Валлелонга по кличке Болтун) и выдающегося музыканта (афроамериканца Дона Ширли). Всё как будто перевёрнуто с ног на голову. Чернокожий персонаж – богач с аристократическими манерами, сильно пьющий эстет-гей, пианист-виртуоз (единственное расхождение с реальным маэстро Ширли, в кино он исполнитель классической музыки, а в жизни был джазистом). Ему предстоит двухмесячный гастрольный тур по Америке и нужен шофёр, который не только бы вёз, но и выполнял разнообразные мелкие поручения и, что подразумевается, для охраны.
Тони, работая в ночном клубе вышибалой, имеет опыт общения с криминалом и богатый опыт мордобоя, в чём зрители убеждаются в самом начале фильма. Мужик простой, грубоватый, терпеть не может негров, но, как все итальянцы, трепетно относится к семье. Да, любит потрепаться, но может в конфликтной ситуации уболтать кого угодно.
Работать на знатного чёрного виртуоза поначалу он не хочет ни за какие деньги. Впрочем, не такой уж он расист, да и деньги хорошие, тем более что после последних разборок клуб закрыли на неопределённый период – он соглашается. Далее следуют комичные эпизоды притирки – люди, «скованные одной цепью» длительной поездки в одной машине, простак-говорун и интеллектуал-молчун, делая взаимные уступки – а что поделаешь! – находят формат приемлемых взаимоотношений. После первого концерта Тони окончательно смиряется с фанаберией босса, потому что понимает, что играет Дон гениально. Но их ожидают испытания, и чем ближе Юг, тем они серьёзнее.
Время действия – начало 60-х, когда в США, особенно в южных штатах ещё действовали негласные запреты, существенно ограничивающие права чернокожего населения. В частности, там были отдельный транспорт, кафе и даже туалеты, куда чёрных не пускали. А также ещё не были отменены уголовные статьи против гомосексуалистов.
Наши герои попадают, чем дальше, тем в более опасные ситуации, которые разыгрываются актёрами очень правдиво – получается трогательно и трагикомично. Герои заботятся друг о друге, вытаскивают из тяжелейших ситуаций, и приходишь к простой мысли, что если люди занимаются одним делом и дело это достойное, то они всегда найдут не только точки соприкосновения, но и начнут сотрудничать. И стереотипы национальных отторжений уйдут, и каждый будет относиться к спутнику по-человечески, прощать, заступаться и даже рисковать жизнью друг для друга
Всё это отлично расписано сценаристами и разыграно актёрами Вигго Мортенсеном и Махершалом Али. Очень укладывается в идеологию американского кино, в очередной раз пропагандирующего толерантность в отношении цвета кожи и сексуальной ориентации. Получилась рождественская сказка, которая и на этот раз хорошо кончается.
Это очень приятно, но почему-то она показалась слишком сладкой. Этот действительно реальный случай уникален и неповторим, он – исключение, которое подтверждает правило, и как раз толкает к осознанию пропасти между потомками африканцев, завезённых в Америку в ХVII–ХIХ веках, и потомками рабовладельцев и надсмотрщиков – огромности конфликта между ними. Кстати, и Роберт Кеннеди, тогда генеральный прокурор, до которого в фильме дозвонился маэстро Ширли, и его брат, бывший тогда президентом, вскоре были убиты, потом был убит Мартин Лютер Кинг, а скольких чернокожих убивают сейчас, и какие волнения на Юге… Плавильный котёл наций – иллюзия, чёрные гетто множатся не только в США, но и в Европе, бросаются огромные деньги на разрешение конфликтов, пропагандистская машина толерантности работает на полную мощь, а толку?
Этот очень милый фильм не мог не напомнить о страстных и страшных «Скованных одной цепью» Стенли Крамера с Тони Кертисом и Сиднеем Пуатье, он не вскрывает проблему, а как будто посыпает её сахарной пудрой.