Прошёл год, как весь мир погрузился в новую реальность. Для кинематографистов и представителей кинобизнеса он стал настоящим испытанием: был отложен и сокращён кинопрокат фильмов, отменились или ушли в онлайн ключевые международные кинорынки и фестивали. Именно необычный 2020-й стал первым годом работы нового руководителя Роскино Евгении Марковой. Ей пришлось оперативно включаться в работу государственной компании, отвечающей за продвижение российской индустрии за рубеж, и постоянно искать новые формы, отвечающие актуальным вызовам времени.
– Как видится миссия организации? Очевидно, уже сформировалась стратегия и видение будущего: чего хочется добиться как руководителю?
– Моё видение миссии за год не изменилось: это повышение прозрачности и формирование доверия международного сообщества к российской индустрии. За прошедший год компания Роскино стала единым национальным оператором, представляющим миру всю палитру красок российского контента, работающим над расширением круга узнаваемых талантов – режиссёров, продюсеров, актёров, а также центром притяжения внутри страны, консолидирующим усилия нашей индустрии по продвижению на международных рынках. Я говорю об образовательных программах для продюсеров, работу по развитию копродукционного производства, разного рода профессиональных дискуссиях, инициированных Роскино. Мы сосредоточены на том, чтобы вся работа была выстроена системно – это существенно повышает эффективность взаимодействия с зарубежными партнёрами.
– Мы все существуем в новой онлайн-реальности: последним традиционным международным оффлайн-фестивалем и кинорынком стал Берлинале-2020, который в этом году прошёл в формате скоротечного пятидневного онлайн-рынка. Насколько эффективно для российской индустрии и Роскино было участие в нём? Есть ли первые, предварительные результаты?
– Очень эффективно! Можно говорить о беспрецедентной представленности России на одном из крупнейших кинорынков: российские проекты были заявлены на трёх площадках – European Film Market, Berlinale Series Online Market и Berlinale Co-Production Market. Кроме того, наши таланты участвовали в секциях Берлинского кинофестиваля и в программе Berlinale Talents. В два раза больше российских компаний-участниц, в три раза больше представленных проектов, по сравнению с прошлым годом. Говоря о результатах, по первым подсчётам, было заключено более 30 сделок, и это не финальная цифра – переговоры продолжаются.
– Будем откровенны: доля российского кино на международном рынке не особо высока. Есть ли у нас потенциал роста и куда перспективнее совершать экспансию: на Восток или на Запад?
– Во-первых, не так уж она и мала. Согласно последним исследованиям, Россия находится на девятом месте с точки зрения рынка кинотеатрального проката в мире (суммарный бокс-офис внутри страны и за рубежом), следуя за европейскими странами – Германией, Великобританией, Францией. Но, конечно, на международном рынке у нас есть потенциал роста, и он очень большой, учитывая успехи 2020-го и начала 2021 года. Российский контент набирает популярность в мире, его всё чаще не только покупают для проката на определённых территориях, но и приобретают большие международные платформы. Ещё год-два назад считалось, что Россия сильна в основном в жанре научной фантастики. Прошедший Европейский кинорынок подтвердил тренд, наметившийся в прошлом году, показав, насколько высок интерес международных дистрибуторов к российскому контенту. Причём к самым разным жанрам – это и триллеры, и драмы, и фэнтези, и анимация, и документальное кино.
В числе зарубежных дистрибуторов контента, купивших права на российский контент, – компании, представляющие практически все континенты. Например, сказочный блокбастер «Конёк-Горбунок» покажут во Франции, Германии, Северной Америке и Вьетнаме; мистический триллер «Побочный эффект» выйдет в прокат в Мексике и Бразилии; триллер «Бег» увидят в Китае, Южной Корее, на Тайване и во Франции, а «Чернобыль» Данилы Козловского приобрёл и один из крупнейших китайских стриминговых сервисов iQiYI, и дистрибуторы ряда крупных европейских и азиатских стран. «Сны Алисы» вызвали ожидаемый интерес благодаря отбору в новую секцию Berlinale Series Market Selects – проектом заинтересовались крупные мировые игроки, ведутся переговоры. «Игра на выживание» вызвала не меньший интерес – как готовый сериал, так и формат, и со стороны ключевых территорий, и у менее крупных рынков. География переговоров и сделок позволяет говорить, что российский контент пользуется популярностью, без преувеличения, во всём мире, от Востока до Запада.
– А каковы перспективы на постсоветском пространстве? Причём не только в плане освоения рынков, а в более широком социокультурном смысле восстановления единого пространства общения. В конце концов, совсем недавно мы все говорили на одном киноязыке, смеялись одним шуткам и гордились одними и теми же режиссёрами и актёрами. Но разбрелись по национальным квартирам в поисках своей уникальной идентичности...
– Да, конечно, СНГ является важной территорией для российского контента, и сейчас наши картины заново находят свой путь на каждый из этих рынков. Сформировалось новое поколение молодёжи – с новыми привычками смотрения и иным восприятием контента. Поиск национальной идентичности – очень важный процесс, к которому надо относиться с большим уважением. Поэтому сейчас мы, в некотором смысле заново и уже с новой аудиторией, выстраиваем эти «мостики», ищем общий язык. В 2021 году мы будем делать это в онлайн-формате, надеемся, что в следующем году, со снятием ограничительных мер, мы сможем делать это уже вживую.
Речь о проекте Russian Film Festival – неделях российского кино, которые пройдут в этом году том числе и в странах СНГ. Как показал опыт прошлого года, фестивали кино помогают решить задачи гораздо более широкие, чем демонстрация отечественного контента. Это прекрасный способ познакомиться с локальными зрителями, узнать, какой контент наиболее популярен в той или иной стране, сформировать сообщество вокруг события, а также начать с представителями индустрии на месте диалог, который может перерасти в совместные проекты в будущем. Мы уже можем говорить об успешном опыте по итогам Russian Film Festival 2020 – новые договорённости, партнёрства, соглашения о покупке контента.
– Каковы слабые и сильные стороны отечественной кинопродукции? В чём наши конкурентные преимущества? Экономика производства? Качество картинки? А может, загадочная русская душа и советующая атмосфера фильмов? Голливуд ведь, в конце концов, не продаёт ничего, кроме американского образа жизни и американской мечты.
– Никого не удивлю тем, что сильная сторона – это, безусловно, качество производства, включая постпродакшен, качество картинки, действительно превосходное. У нас очень много талантливых операторов, растёт новое поколение режиссёров. У России огромный потенциал для копродукционных проектов, включая превосходные локации для съёмок. Зоной роста по-прежнему является сценарное мастерство, но, с другой стороны, оно порой становится и нашим конкурентным преимуществом – за счёт уникальности историй. По экономике мы, безусловно, очень выгодный партнёр, особенно это видно на стадии производства и постпродакшена.
– Каковы планы на ближайшее будущее? Планируется ли в этом году провести ключевое мероприятие Роскино Key Buyers Event и в каком формате ?
– Key Buyers Event состоится летом и пройдёт в онлайн-формате. Как и в прошлом году, участники будут объединены на специально разработанной под мероприятие платформе. Помимо бизнес-программы пройдут панельные дискуссии. О новинках пока говорить рано, но уверена, что будет масса интересного!
Алёна Сычёва
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Более 15 лет занимается управлением проектами, международным продвижением и маркетингом. В 2006-2010 годах работала на разных позициях в компании Philips. В 2011-2012 годах работала заместителем генерального директора по стратегическому маркетингу дочерней организации «РЖД-Здоровье» корпорации РЖД. В 2013-2018 годах работала в структурах группы Банка России.
В 2015-2018 годах курировала создание молодёжных досугово-образовательных центров для малых и средних городов России.
В 2019-м заняла должность директора по связям с индустрией компании «Экспоконтент».
В январе 2020 года назначена генеральным директором Роскино.