Не скучно сейчас в Молдавии. В начале февраля в Кишинёве намеревался выступить признанный в России иноагентом юморист Семён Слепаков. Не состоялось. В кассах Дворца имени Николая Сулака продали аж… восемь билетов. В те же дни странные речи прозвучали по газовой тематике. «Молдавия может закупить новые объёмы газа у «Газпрома», если это будет выгодно для потребителей», – заявил глава минэнерго Виктор Парликов. Газом обеспечат и Приднестровье.
С чего вдруг? Ведь власти твердили, что без российского газа обойдутся. Оба события, как ни удивительно, связаны между собой предстоящими выборами и манёврами Запада вокруг Молдавии.
Сначала о манёврах. С учётом возможного поражения киевского режима Запад держит в планах идею создать новые проблемы для России с помощью Молдавии. Нынешний президент РМ Майя Санду готова включиться в проект. Она и её правительство превращают страну в лишённый промышленности и образовательной базы аграрный придаток «Большой Европы». А тут ещё всё больше свидетельств, что сюда могут перенаправить потоки мигрантов из Африки и Ближнего Востока. И, может, не случайно возвели в Кишинёве странные высотки, лишённые каких-либо архитектурных достоинств? Они похожи на многоэтажные бараки для беженцев и были спешно построены в 2023-м, до сих пор не заселены и не выставлены на продажу. Кого ждут? Ведь известно, что наплыв мигрантов часто несёт за собой хаос. А граница с Россией совсем недалеко...
Меняется, причём разнонаправленно, политика властей в отношении Приднестровья. Наращивая экономическое давление, власти Молдавии хотят развернуть в ПМР «протестное движение» и реализовать по украинским лекалам «сценарий цветной революции», считает известный политолог, депутат Верховного совета Приднестровья Андрей Сафонов. И добавляет: «Всё просто и примитивно – заставить предприятия и бизнес ПМР остановиться… людей выбросить на улицу и лишить средств к существованию… после чего часть жителей республики, особенно молодёжь, поверит в распространяемые интернет-ресурсами сказки про «европейские ценности», как это случилось в Молдавии в апреле 2009 года». Депутат убеждён, что в происходящие процессы должна активнее вмешаться Россия, как один из гарантов приднестровского урегулирования: «Большинство избирателей, с которыми я регулярно встречаюсь по долгу своей депутатской деятельности, верят, что времена изменились – отступать некуда и Москва нас не сдаст, как при Горбачёве».
Но пока продолжаются манёвры с участием разных сторон. 16 января в офисе миссии ОБСЕ в Бендерах прошла встреча вице-премьера Молдавии по реинтеграции Олега Серебряна и главы МИД Приднестровья Виталия Игнатьева. Обращаясь к ним, глава миссии ОБСЕ Келли Кайдерлинг призвала «активизировать переговоры, чтобы снизить риск неожиданной эскалации». «Сторонам необходимы как официальные, так и неофициальные беседы, чтобы информировать друг друга о своих действиях и намерениях. Надеюсь, переговорный процесс вернётся в правильное русло», – подчеркнула госпожа Кайдерлинг. Привычная европейская демагогия! После устного обмена претензиями переговоры даже не начались.
Однако экономическая целесообразность и настроения в молдавском обществе в преддверии выборных баталий – в ноябре предстоит избирать президента Молдавии, а в июне выборы в Европарламент – влияют на «несгибаемую позицию» прозападных политиков. Если в прошлом году Санду отвергала саму возможность закупать газ у «государства-агрессора», то теперь, как я уже отметил, радикальный тон сходит на нет. Слышны также слова, что Кишинёв «нацелен исключительно на мирное решение приднестровского вопроса». «Мы не намерены душить бизнес с левого берега Днестра, а хотим, чтобы он функционировал, но в соответствии с молдавскими законами, в том же конкурентном поле», – примирительно обещает Серебрян.
Видимо, подобные заявления должны убедить в позитивном настрое властей «русскоязычных» избирателей, которых немало на правом и, конечно, на левом берегу Днестра. А тут ещё горячие протесты в Европе, вызванные кризисом в аграрном секторе и социальной сфере. Но молдаване помнят, сколько раз их обманывали сторонники евроценностей. Из миллиона и примерно двухсот-двухсотпятидесяти тысяч возможных участников голосования набрать проценты, необходимые для победы провластных кандидатов, будет архисложно. Если вообще возможно.
Не случайно провалилось и выступление Слепакова*, на котором, согласно тексту рекламы, он должен был «раскрыть кишинёвскому зрителю тайны путинской репрессивной машины и настоящие настроения россиян».
Тирасполь, Приднестровье
_________________
* Признан иноагентом в РФ.