По традиции накануне профессиональных праздников – Дня работника культуры и Всемирного дня театра в главном выставочном зале страны – Манеже состоялся IV Московский культурный форум.
Уже в первый день Манеж бурлил. Мэр Москвы Сергей Собянин, открывая форум, заметил, что более десятка тысяч столичных культурных учреждений, конечно, «разных по своему качеству, масштабу и назначению, разбросаны по всему городу», а вовсе не находятся «в районе Тверской улицы», как принято думать. Тем самым мэр предложил считать единым культурным пространством весь мегаполис. И подтвердил, что городские фестивали ежегодно посещают около 65 миллионов человек, парки – более 125 миллионов, почти полмиллиона детей бесплатно побывали в музеях. В последние годы, по словам мэра, новую жизнь обрели библиотеки, музыкальные школы, парки и дворцы культуры, доставшиеся городу от советской эпохи.
Чтобы визуально представить это многообразие и отразить главный лейтмотив форума – «Год театра», сияющее в стиле хай-тек пространство Манежа было разбито на семь платформ. Закрытые окна придавали происходящему камерность, и Москва представала перед вами как большой театрализованный культурный мир. Со школы искусств – через библиотеки, кинотеатры, музеи, культурные центры и парки – вы начинали восхождение к главной сцене, где можно было услышать открытые интервью с деятелями культуры, экспертами, руководителями министерств и ведомств, а ближе к вечеру посмотреть спектакли. Между платформами не было перегородок, и посетители плавно перемещались из одной в другую, застревая во множестве точек. В одном месте можно было послушать концерт юных музыкантов, а после концерта и самому, надев наушники, помузицировать на рояле. В другом – пройти мастер-класс по квиллингу, научиться делать композиции из скрученных полосок бумаги, а на 3d моделировании с помощью специальной «ручки» облагородить макет летней площадки в парке. У одного стенда слетать в космос и на расстоянии вытянутой руки понаблюдать за действиями космонавта, а у другого – Биологический музей им. Тимирязева – в микроскоп рассмотреть крылья бабочки и инфузорию туфельку. У авангардной Майи Плисецкой Александра Бурганова все норовили сфотографироваться, а у интерактивных фотовитрин Московского зоопарка, которому в этом году 155, отключиться от соцсетей и погрузиться в живую природу. В удобном кинозале в это самое время слушали лекцию, например, об архитектуре в кино. Не скрою, реакцией на происходящее, чтобы не упустить интересующую тебя встречу или дискуссию, надо было обладать отменной.
Для театралов форум-2019, конечно, стал праздником души. Очереди на главную сцену выстраивались заблаговременно, на некоторые мероприятия требовалась предварительная регистрация. И это были спектакли, на которые и в обычное время не так просто попасть. В первый же вечер в рамках акции «Ночь театров», режиссёром-постановщиком которой стал народный артист России, худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, Евгений Миронов и Ксения Раппопорт сыграли «Признание в любви», посвящённое знаменитой переписке Чайковского и фон Мекк. Чулпан Хаматова представила моноспектакль «Уроки музыки» по произведениям Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной, Анатолий Белый – проект «Кинопоэзия. Весна». Перед зрителями выступили известные театральные коллективы, среди которых были «Геликон-опера», Драмтеатр на Малой Бронной, Центр им. Вс. Мейерхольда.
Не меньшим откровением стали для зрителей творческие встречи со звездой мирового балета Сергеем Полуниным, худруком «Мастерской Петра Фоменко» Евгением Каменьковичем, худруком «Электротеатра Станиславский» Борисом Юханоновым. Спикеры были на редкость откровенны и делились острейшими проблемами театра без скидки на то, что в зале сидели не их коллеги. Разве не интересно было узнать, какие премьеры в ближайшие месяцы ждут у «фоменок»? Или что Полунин, приглашённый солист Баварского балета, станет директором хореографического училища, которое строится в Севастополе, а сейчас представляет в России программу одноактных балетов, в которой в SACRЙ танцует судьбу Вацлава Нижинского? Или – каково быть «электротеатром» в Москве XXI века? О том, как трудно управлять культурой, посетители форума узнали из беседы телеведущей Софико Шеварднадзе с Владимиром Мединским, в очередной раз оценив юмор министра. На всех встречах зрители были чрезвычайно активны, задавали много хороших вопросов.
Особенностью форума стало подчёркнутое внимание к детям, 24 марта назвали Детским днём. Звучало всё – «Детский альбом» и «Щелкунчик» Чайковского, песенки о животных и рассказы о зоопарке. Пели юбиляры из Детского театра эстрады и выступали клоуны-жонглёры-акробаты из Московского цирка на проспекте Вернадского. Но приз отдадим Юлии Пересильд – за постановку «СтихоВаренье» по произведениям современных поэтов Марии Рупасовой, Наталии Волковой и Анастасии Орловой. Спектакль создан в 2015 году с целью поддержки программ Благотворительного фонда помощи детям с органическими поражениями ЦНС «Галчонок», который Юлия и курирует. Девиз «Культура объединяет» работал в этом году как никогда.
КЛАССИК ОТВЕЧАЕТ
В зоне библиотек, где мы с волонтёром Аней застряли надолго, можно было оформить модный ныне единый билет и взять на пару дней любую книжку с полки. А главное – здесь можно было поговорить с Гоголем. Вопросы писались на ноуте, и Николай Васильевич отвечал. Скажем, спрашивают о сложностях писательства – «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». И ещё: «Обращаться со словом нужно честно, оно есть высший подарок Бога человеку». Передают привет от Константина Паустовского – «Нет уз святее товарищества!» – «Золотые слова, Николай Васильевич!» – «Да благословит вас Бог, а я не виноват». Спрашиваю, возможно ли быть счастливым всегда? – «На свете нет ничего долговременного, а потому и радость в следующую минуту за первою уже не так жива; в третью минуту она становится ещё слабее и наконец незаметно сливается с обыкновенным положением души, как на воде круг, рождённый падением камешка, наконец сливается с гладкою поверхностью». «Украина – независимое государство?!» – «Выражается сильно российский народ!..» «Что нас ждёт?» – «…неизвестно будущее, и стоит оно перед человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот».Пенсионер Борис Петрович, обожающий повести Гоголя и считающий «скукой» его школьную программу («Уж лучше б «Выбранные места» изучали»), задаёт сакраментальный вопрос, зачем писатель сжёг второй том? «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», – говорит на прощание классик.