Людмила Смирнова
Этот полнометражный художественный фильм ещё в 2024 году собрал целую россыпь престижных наград на кинофестивалях «Окно в Европу», «Киношок», «Северный характер»... Жюри 45-го Каирского международного кинофестиваля присудило картине три приза, отметив лучшие работы исполнителей главных ролей Максима Стоянова, Алины Ходжевановой, режиссёра и сценариста Наталью Назарову. К сожалению, она в апреле ушла из жизни, и потому, наверное, фильм вышел на экраны только сейчас.
Драматичная история девушки-инвалида Яны разворачивается в портовом городе (съёмки проходили в Мурманске) на фоне завораживающей северной природы. Яна работает на почте и коллекционирует марки. Живёт одна в скромной квартире, отец-моряк пропал без вести, мать ждала его у моря каждый день, а когда её не стало, Яна приняла эстафету, в любую погоду бродя вдоль берега с тайной надеждой на чудо. От отца осталась коллекция марок, которую девушка бережно хранит и пополняет. Последствия ДЦП мешают ей жить полноценно, но Яна упрямо не хочет считать себя инвалидом. В социуме ей непросто, её легко невольно обидеть, а некоторые делают это умышленно. У Яны доброе, но больное сердце, врачи не дают положительных прогнозов на долгую счастливую жизнь. Коллекционирование помогает девушке отвлечься от суровых будней, боли и одиночества. На марках удивительные животные, экзотические страны и острова, мыс Доброй Надежды – её мечта.
Подруг нет, есть приятель-филателист – нескладный закомплексованный электрик Коля (Илья Носков), у которого не складываются отношения с девушками, и в качестве жилетки для плача он использует Яну, не щадя её женского самолюбия. В местном клубе филателистов, членством в котором она дорожит, к ней относятся снисходительно-пренебрежительно. Сотрудницы почты фигуристая стерва Вера (Ирина Носкова) и подхалимка Люба (Олеся Иванцова) часто нетактичны, напоминая о её особенностях, а после того как харизматичный боцман Пётр начинает демонстративно ухаживать за Яной, женщины идут на подлость, пытаясь обвинить Яну в краже. Вера, получив должность начальника почты, превращается в злобную фурию, доведя Яну до сердечного приступа.
Именно появление Петра на почте меняет жизнь Яны. Она светится, как светлячок, о котором поёт трогательную песню. Привязанность брутального моряка к Яне, на взгляд обывателя, необъяснима – здоровый мужчина позвал замуж девушку-инвалида! У Веры их платонический союз вызывает хищную зависть и ревность. Но у Петра есть тайна, в которой он признаётся Яне: он потерял дочь, у которой были похожие проблемы со здоровьем. Пётр такой же неприкаянный, с пороком сердца и перебитой ногой, хотя внешне крепкий и здоровый. Пути двух людей, больно раненных судьбами, пересеклись.
Сюжет отличается достоверностью в изображении жизни провинциального города. Персонажи понятны зрителю, узнаваемы. Такие типажи можно встретить на работе, в соседнем дворе, в магазине, в таком же почтовом отделении, где работает главная героиня. В «Филателии» трагические и драматические моменты переплетаются со светлыми, добрыми и комичными эпизодами. История, рассказанная в фильме, не только о больной девушке. Она о важности эмпатии, которую многие люди боятся проявить или даже не пытаются развить в себе, о понимании другого человека, не похожего на тебя, о душевной чуткости, а больше всего о том, «как надо любить и жалеть, и прощать, и прощаться…», словами Ольги Берггольц.
Подбор актёров даже на эпизодические роли точен. Но главная удача фильма – это блестящий актёрский дуэт Алины Ходжевановой и Максима Стоянова, которые раскрылись как большие и серьёзные актёры. Алина Ходжеванова продемонстрировала талант перевоплощения, достоверную и пронзительную игру. Максим Стоянов показал человека, познавшего горечь утрат, далеко не идеального, но не озлобившегося – яркого, самобытного, дерзкого, настоящего мужчину.
В живописи есть направление, именуемое «суровый стиль», особенностью которого является воплощение на холсте жизни людей-тружеников в преодолении сил природы и превратностей судьбы. Если можно применить этот термин к кино, то «Филателия» снята в таком стиле. В финале девушка, застывшая у берега моря на фоне меняющихся времён года, превращается в символ надежды, любви и верности – до востребования.