Стюардессам не удалось убедить суд
Скандал месяца: сотрудницы «Аэрофлота» подали иск на свою компанию. Обвиняли её не в чём-нибудь – в дискриминации по возрасту и весу. Стюардессы жаловались, что работодатель снижал им надбавку к заработной плате из-за габаритов – 52-го размера одежды, что на международные линии берут летать только молодых и стройных. На днях дело слушалось в суде. Стюардессы – проиграли.
А вот дальше началось самое интересное. Общественная реакция. Вернее – её полное отсутствие. Вопросов после суда осталась куча. Повышенные габариты бортпроводниц затрудняют передвижение по салону? В случае экстренной посадки на воду им будет сложно забраться на плот и спасать пассажиров? Возможно. По крайней мере, эти доводы адвокатов авиакомпании суд посчитал вполне оправданными. Но тогда почему стюардессы с повышенными габаритами по России всё равно летают?
А может, лишний вес стал причиной проблем со здоровьем? Но о том, что запреты на полёты дала медкомиссия, слышно не было. Непонятно и то, почему раньше «повышенные габариты» стюардесс никого не смущали? Салоны стали меньше? Но тогда, по логике – надо ограничивать в полётах вообще всех толстяков. Какая разница кто в случае чего затруднит эвакуацию – бортпроводник или мужчина с пивным животиком? Или дело всё-таки в чём-то другом?
Казалось бы, эти вопросы должны были стать гвоздём программы любого ток-шоу. Ведь дело не в стюардессах. В базовых принципах. В том, как именно мы живём: по законам, в том числе по законам морали, запрещающей делить людей на сорта? Или по прихотям власть и денег имущих? Но... Приключения разных джигурд, эротические истории диан шурыгиных, бесконечный делёж детей нерадивыми супругами и прочие похождения разной яркости звёзд оказались, увы, темами куда более важными.
Блогеров со светлыми лицами проблемы каких-то «тёток за 40» тоже заинтересовали не сильно. Это ж не раздача престижных творческих премий с ритуальными выпадами в адрес действующей власти. Это, как заметил один «представитель креативного класса», «восстание коров». А место коров – в стойле. Ну или на внутренних рейсах. Которыми светлоликая неполживая общественность, видимо, почти не пользуется. А во время зарубежных вояжей желательно, чтобы всё вокруг было красиво. Изящный аргумент. И, кстати, очень популярный.
«Аэрофлот» – визитная карточка страны. Бортпроводницы – лицо компании. И это лицо должно быть приветливым и красивым. Особенно на международных рейсах. С этой логикой крупнейшего авиаперевозчика по опросу «Ромир» согласилось 83 процента респондентов. И где-то они, наверное, правы. Одно «но». Лицо страны – не только белозубая улыбка мадмуазели, предлагающей вам «оранж жус» и «курицу-рыбу». Это отношение к своим гражданам. К тем, которые летают на тех самых «непрестижных» внутренних рейсах. К собственным сотрудникам. Бортпроводница – не балерина. И не официантка. Раздача еды и продажа товаров «скайшопа» – так, приятное дополнение к нормально проходящему полёту. Её главная задача – чётко, грамотно и быстро действовать в экстремальной ситуации. В той самой, где не размер бедер, а именно опыт может быть решающим фактором.
Да, на молодое привлекательное лицо смотреть приятно. Но ещё приятнее знать, что государство защитит тебя даже тогда, когда ты будешь толстым и старым. Защитит в качестве пассажира, которого не будут делить на экспортный и внутренний вариант. (Ещё раз повторю: если габариты стюардесс опасны, почему им разрешают летать по России? Потому что чистая публика предпочитает Куршевель?) Защитит – и в качестве сотрудника любой, самой влиятельной компании. (Ведь если главное – это профессиональные качества, то кому какое дело до размера и веса профессионала?)
Но государство – отнюдь не абстрактное понятие. Это граждане, которые не молчат, когда им предлагают в качестве аргумента – калькуляцию. Каждый лишний килограмм стюардессы – это, оказывается, дополнительный расход топлива. На сумму – аж 800 рублей в год. Если мы согласимся, что наше человеческое достоинство идёт по 800 рублей кило, не надо удивляться отношению к себе, как к скоту. И не только в небе.