Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Дискуссия

Под бременем обид

01 января 2007

ЛИЧНОЕ

«Страна под бременем обид, Под игом наглого насилья…» – написал Алек­сандр Блок в начале ХХ столетия.

Прошло сто лет. Есть перемены?

Всё время (и не только меня одного) тревожит вопрос: гражданская война закончилась?

Для себя я определяю гражданскую так: внутригосударственное вооружённое столкновение классов, групп, группировок на почве политических, территориальных, идеологических и иных непримиримых противоречий.

Эти противоречия не исчезли, и значит – междоусобица продолжается. По-разному, конечно.

Страну и её народ гражданская губила и в веке XVII, и в XVIII, и в XIX, и позже – нарастая и усугубляясь.

Моя попытка разобраться в происходящем сегодня – не историческое исследование. Я хочу заметить, увидеть, понять хотя бы то, что на поверхности бытия. Свои выводы я никому не навязываю.

Пушкин рассказал о Гражданской войне на Урале. «Защитник народа» бандит Емельян Пугачёв повёл наступление на угнетателей. Пугачёва казнили. Что-нибудь изменилось? Бунты и бандитские выступления продолжались и нарастали. Может быть, потому, что никто не услышал Петрушу Гринёва? «...Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

В XIX веке первое серьёзное выступление против царского режима осуществили «сливки общества» – декабристы.

Наивные простаки среди них мечтали улучшить жизнь народа. Но разве простаки что-нибудь определяют? «Мыслители-практики», Пестель и прочие, прежде всего предполагали уничтожить императорскую фамилию и управлять страной вкупе со своим глубоко мыслящим окружением. Методология правления этих дворян-революционеров была беспощадной. В итоге – виселицы, бессмыслица… Прав Пушкин – одним лишь улучшением нравов.

Не нашлось среди императоров всероссийских ни одного, кто угадал бы, ощутил, услышал, понял если не истинный российский путь, по которому надо двигаться, то хотя бы нащупал тропинку. Увы…

Пётр Алексеевич полагал убеждённо, что, отрубая головы своим противникам, он направляет народ и страну к радостной и счастливой жизни. Никаких сомнений – виселицы и плахи. Плахи и виселицы. Главное достижение Петра I – город святого Петра. Город, стоящий на костях совершенно безвинных россиян. Город-гимн, город-мечта. Только вот мистика какая-то – этот город стал центром трёх революций и должен был стать центром Мировой…

Случайность?

Философ утверждает: там, где на поверхности выступает игра случайностей, она всё равно подчинена внутренним скрытым законам. А это значит, что дела и политика Петра Великого привели к тому, к чему привели, – к Великой Октябрьской социалистической революции. И ко всему последующему.

К концу XIX века нарастает ощущение: Россия погибает. Государь и его окружение равнодушны к экономическому состоянию большинства, к политическим противоречиям. Власть действует традиционно, как Иван Грозный, как Пётр I. За 23 года царствования Николая II наказаны смертью тысячи революционеров разных рангов и мастей. Это помогло? Никак.

Смертная казнь – иллюзия в борьбе с уголовщиной. И такая же иллюзия в борьбе с политическими противниками. «Одним только улучшением нравов». Другого пути, способа, метода – нет!

Революция 1905 года – репетиция. Она не решает никаких кардинальных проблем. Восстания на флоте и прочие выступления власть подавляет, власть справляется.

Февраль 1917-го. Режим слаб настолько, что с него, образно говоря, падают штаны, и интеллигенция разного толка и уровня берёт власть в свои руки. Что-нибудь меняется? Для вождя мирового пролетариата всё это бессмысленный пар, ибо интеллигенция, вспомним, «не мозг класса, а г…».

Был момент в последние годы правления Николая II, когда Ленин покинул страну, произнеся нечто вроде: «Мы окончательно проиграли, мы больше не вернёмся». Но…

Используя бессилие ничтожного Временного правительства, Ленин совершает бескровную революцию в Октябре 1917-го. Такая вот увертюра к большому террору…

Вроде бы цель достигнута, но продолжается война с Германией. И, понимая лучше всех в своём окружении, что захватить власть – не значит удержать её, Ленин реализует свой лозунг «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую». До Октября это должно было помешать царской России одержать победу в войне, тем самым похоронив надежды большевиков, а теперь позволит большевикам двинуть страну и всё человечество к мировой революции.

«Железной рукой загоним человечество к счастью». Внутри счастливой страны не будет врагов и инакомыслящих: брат убьёт брата без жалости и пощады, возникнет кровавая и круговая порука. Остаётся лишь заключить Брестский мир, пожертвовав Украиной, и путь свободен. Победим внутри – победим везде.

В чём сила, в чём политический расчёт Ленина? Почему руководителю партии большевиков и его немногочисленным соратникам удалось поднять и повести за собой сто миллионов русских людей? Ответ прост. Ленин обратился не к душам и умам, а к самым низменным чувствам и страстям – «Грабь награбленное!».

Еженедельная газета ВЧК «Крас­ный меч» 18 августа 1918 года опубликовала программную квинтэссенцию: «Если для утверждения пролетарской диктатуры во всём мире нам необходимо уничтожить всех слуг царизма и империализма, то мы перед этим не остановимся и с честью выполним задачу, возложенную на нас Революцией. Нам всё разрешено».

Это и есть гражданская война.

Я был автором многих фильмов, среди них «Рождённая революцией» и «Государственная граница». С двух проектов меня удалили по неизвестным мне причинам. Один из них заслуживает короткого рассказа.

Я хотел снять художественный фильм о гибели царской семьи, не отступая от реальных событий и – по закону жанра – художественно осмысливая происходящее. То есть создавая типические характеры в типических обстоятельствах при ярких предметных деталях и глубоко скрытых собственных взглядах. Я ничего не навязывал зрителю, он сам должен был выбрать – с кем он…

Представил сценарий на студию. Мне объяснили: «У вас нет «поворота». Новый режиссёр и новый сценарист ради пиара вклинили в мой проект известного иностранного артиста.

Я начал другую работу (как сценарист и как постановщик фильма) над драматической, скорее, трагической историей борьбы адмирала Колчака против советской власти.

Фильм этот свидетельствовал: да, есть у революции начало, нет у революции конца. Значит, и у войны Гражданской не было. И не будет, пока мы будем добиваться своих целей только насильственными потрясениями, искренне полагая, что пресловутое «улучшение нравов» – всего лишь иллюзия. И посему сегодня одни наживают, другие наживаются, третьи грабят. Остальные уходят в мир иной, их – большинство…

Судьба этого фильма драматична. С телеэкранов он исчез. Я спрашивал: почему? Мне отвечали: «Не надо было трогать». Оказывается, в Гражданской войне 1918–1920 годов есть нечто до сих пор «неприкасаемое».

Я и мои друзья с Урала искали и нашли останки царской семьи. Мы предполагали, что эта находка поможет всем нам, поможет России осмыслить трагическое прошлое, поставить точку, вздохнуть с облегчением… Увы, наша находка усугубила противоречия, разделила общество, стала скандальным недоразумением.

Сказано: «Никто не может спасти народ, впавший в безумие». И, увы, никогда. Разве что милость Божия…

Сегодня властвует принцип todo modo – любой ценой, любыми методами, способами, средствами.

Так что Гражданская – продолжается. Потому что призыв Пушкина никем не был услышан. И сегодня его никто не слышит.

Гелий РЯБОВ

Обсудить в группе Telegram

Гелий Рябов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Он то звонИт, то звОнит

    21.05.2025
  • Трудные роды

    18.05.2025
  • Печать бездарности

    22.02.2025
  • Сам на язык просится

    07.02.2025
  • Народ вправе знать

    11.11.2024
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
  • Сонетов много не бывает

    564 голосов
  • Провокация против немецкой славистики

    504 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Сердце и разум

    296 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS