В советское время этот тихий переулок, примыкающий к улице Пречистенке, именовался переулком Островского (в честь жившего здесь создателя романа «Как закалялась сталь»), а ещё раньше – Мёртвым. Такое название возникло якобы после эпидемии чумы 1771 года, когда умерли едва ли не все местные жители, а дома опустели. Из-за этого и близлежащей церкви Успения Богородицы добавили приставку «на Могильцах».
На самом деле не всё так страшно. Просто большая часть этой земли издавна принадлежала старинной дворянской семье Мертваго.
Рубеж XIX–XX веков отмечен, помимо прочего, модой на покупку пустующих территорий в центре Первопрестольной и на строительство там особняков «под ключ» для будущих владельцев. Они отражали интересные задумки авторов, их стили, вкусы, взгляды на жизнь, на архитектуру, на интерьер… Так произошло в 1899-м и со сгоревшей в великом пожаре 1812 года усадьбой князя И.С. Гагарина в Мёртвом переулке, которую выкупило Московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка.
Территорию разделили на участки, где собирались возвести три частных дома. Два из них – под нынешними номерами 8 и 10 – были спроектированы архитектором Вильямом Францевичем Валькоттом. Ну да, тем самым автором фасадов знаменитой гостиницы «Метрополь».
Родившись в предместье Одессы в смешанной шотландско-русской семье, детство своё он провёл в Европе и в Южной Африке. Семнадцатилетним юношей приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. А завершив образование в Париже, некоторое время работал в Абрамцевских мастерских мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова.
После десятилетнего московского пребывания Валькотт вернулся на родину своих предков – в Англию. Однако здесь его карьера зодчего не сложилась, зато он стал непревзойдённым графиком и талантливым мастером архитектурного пейзажа. Многочисленные валькоттовские публикации в популярных изданиях того периода, как наших, так и европейских, внесли значительный вклад в развитие модерна и будущих архитектурных стилей.
Скончался архитектор в мае 1943 года в возрасте 69 лет.
Публичный конкурс на сооружение «Метрополя» в 1899 году принёс победу мэтру Льву Кекушеву. Проект же В. Валькотта под девизом «Женская головка» занял лишь четвёртое место, но С.И. Мамонтов выбрал именно его. А Кекушева пригласили к Валькотту соавтором. В итоге построенное здание имеет мало общего с валькоттовским замыслом.
Видимо, Кекушев воспротивился появлению на фасадах гостиницы, в замке свода тех самых скульптурных женских головок. Зато этот фирменный знак зодчего мы можем увидеть в оформлении особняков в нынешнем Пречистенском переулке.
Тот из них, который стал потом обиталищем семейства Гутхейль (№ 8), решён в сдержанном, даже холодном британском стиле. И в то же время здесь присутствуют мотивы рококо, придающие зданию камерность и изящество.
Фасад покрывает сверкающая глазурованная плитка «кабанчиком» (нет, не подумайте, это не дикая лесная свинья, а такой вид раскладки плитки вдоль), на ней выделяются лепные панно, изображающие младенцев.
Стеклянный навесной козырёк – дань французскому ар-нуво. Но он добавлен сюда явно по настоянию заказчика – Валькотт такие мотивы никогда не использовал.
Особняк распланирован строго симметрично, что в общем-то не свойственно модерну. Достаточно сравнить эту работу Валькотта с работами других классиков стиля – Фёдора Шехтеля или того же Льва Кекушева.
По бокам – два просторных помещения: зал и кабинет хозяина, за ними, вглубь, – будуар хозяйки, гостиная и жилые комнаты. А в ризалите – выступающей вперёд части – холл, освещённый верхним светом.
Всё это, конечно, интересно, скажет читатель, но почему это здание всё-таки именуется «Особняк Гутхейля»? Да просто дом купил тот самый Гутхейль, Карл Александрович, сын основателя музыкально-издательской фирмы «А.Б. Гутхейль», владевшей множеством магазинов и печатавшей оперные клавиры самых известных русских и иностранных композиторов.
Кстати, Карл Гутхейль одним из первых распознал талант юного Сергея Рахманинова, неоднократно оказывал ему поддержку и стал не только его главным издателем, но и преданным другом.
После Октябрьской революции особняк, естественно, национализировали, но «добавили-таки» в архитектурное наследство. Сначала здесь размещался дошкольный детский дом, потом Центральный Дом детского коммунистического движения.
А в 1950-х годах здание отдали под дипломатическое представительство Королевства Марокко.
Комплексная реставрация, проведённая тут несколько лет назад силами ГлавУпДК при МИД России, ставила своей задачей не только повышение статуса и эксплуатационных характеристик усадьбы, но и максимально возможное воссоздание её исторической составляющей. Тем более что и весь здешний квартал в целом сохранил уникальную застройку.
Объём работ предстоял большой, поэтому начали, как обычно, со строительных конструкций. Был укреплён фундамент, осуществлена гидроизоляция пола и стен в подвале и на первом этаже, специальным составом «превентол» проведена антигрибковая обработка кирпичной кладки.
Заново устроены чердачные и меж-этажные перекрытия, деревянная обрешётка, стропильная система заменена на металлическую. Также полностью сменена кровля.
При обследовании фасадов выяснилось, что главное внимание необходимо уделить реставрации керамической плитки, поскольку со временем здесь появились трещины и сколы, и цвет глазури тоже слегка изменился. Все повреждения были тщательно зачинены, для сохранения же цветовой гаммы подобрали пять вариантов изразцов с нюансными отличиями по колеру.
Реставрации подверглись также вазоны над входным ризалитом, лепные панно и навесной козырёк.
Добавим, что определённый ряд работ был проведён снаружи и внутри строения № 2 (флигеля) и по металлическому фрагменту ограды вдоль Пречистенского переулка.
Александр Алиев
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Георгий Орлов,
главный архитектор ГлавУпДК:
– А вот витраж из бесцветного фацетного стекла над входом, а также витраж в холле с изображением голубого неба, летящих птиц и стилизованных цветов имели настолько значительные повреждения, что их для реставрации пришлось демонтировать и отвозить в специализированные мастерские. С другой стороны, столь же плачевного вида деревянный кессонированный потолок в одном из помещений реставрировался на месте, ибо его демонтаж причинил бы невосполнимые утраты.
Мастера наши скрупулёзно «прошли» облицованные мрамором колонны и парадную лестницу вестибюля, гипсовый декор и камины, обшивку стен из дубовых панелей, дубовые же двери, наличники окон и плинтуса. Некоторые трудности возникли при восстановлении комнаты, где использовалась обстановка из грушевого дерева (у нас по причине холодного климата не произрастают плодовые, годные в мебельном производстве). И здесь с приобретением соответствующих фрагментов мебели нам помогли коллеги из Германии и Бельгии.
В общем и целом парадная зона интерьеров обрела достойный представительский характер при сохранении всех ценных элементов планировки и художественной отделки.