Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 мая 2013 г.
  4. № 20 (6415) (15.05.2013)
Общество

Под руку с Лесковым

15 мая 2013

Елена Ашихмина. В этом странном городе. В 3-х книгах. – Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2012. –  80, 130, 122 с.– 1000 экз.

Книга краеведа и филолога Елены Ашихминой, как и всё хорошее на свете, «движется любовью». Подозреваю, что первоначальным предметом её был Н. Лесков, а через него уже Орёл, город, в котором он родился, учился, служил, – пространство его литературного мира. Только любовь может завести в такие дебри городских хроник, церковных книг, служебных записок и писем позапрошлого века, в которые бесстрашно пускается автор.

По мнению Ашихминой, литературная одарённость орловчан, их вкус к слову – это род местного промысла, как вологодские кружева или тульские пряники. Орёл – «дозорный город», на границе со степью, а в дозорении ни рисовать, ни танцевать, ни чашки расписывать нельзя. Можно только языком чесать, оттачивая словесное мастерство. Вот как сложилось выдающееся вербальное искусство орловских рассказчиков, чьи традиции воплотил Николай Лесков.

Трёхтомник «В этом странном городе» читается с любопытством и удивлением, «странный» город постепенно выявляет свой характер. Орёл был центром хлебной торговли, у его пристаней качалось около 400 судов. Зимой их не вытаскивали на берег для ремонта – оставляли вмёрзшими в лёд. А через два года эти барки просто продавали на тёс. Чего в самом деле с ними возиться! И заборы, отмечает Ашихмина, в Орле красить не любили. Скорее уж новый построят. В фонарное масло добавлялся спирт – для яркости – и адское зелье – для вкусу, чтобы пьяниц отвратить. Не отвращало – отсюда пошло слово «офонареть». Грабители боялись Божьего ока и поэтому воровали только по ночам. А артистов орловского театра за допущенные «накладки» наказывали прямо в антрактах, потому что они были крепостными.

С появлением Лескова все эти обстоятельства оживут, затрепещут на страницах его книг. «Великий русский писатель Николай Лесков родился в среду, 4 февраля 1831 года по старому стилю, в день Преподобного Николая-Исповедника, игумена Студийского, в сельце Горохово (оно же Подлесное), что в приходе села Архангельское, оно же Собакино, Орловского уезда и губернии, в имении Михаила Андреевича Страхова». Вот именно так, с дотошной точностью, с ценными подробностями, пояснениями и примечаниями, написана вся книга. Чёрточки интимного быта горожан, общественные привычки, социальные злоупотребления – всё разведано, прокомментировано и превосходно изложено автором трёхтомника. И всё обращено к главному герою – Николаю Лескову, всё во славу его написано.

С гордостью рассказывается о его родителях. Да! Семён Дмитриевич Лесков был известный, уважаемый в городе человек! Матушка Марья Петровна, может, и крутовата бывала с прислугой, зато уж такая разумная и деятельная, что её – небывалый случай! – выбрали церковной «старостихой», и она самолично наблюдала за ремонтными работами в храме. Гимназия в Орле была замечательная, считает Ашихмина, ведь из её выпускников столько получилось славных учёных, художников, фольклористов, врачей, инженеров! И даже те гимназисты, что не окончили курса, были очень грамотными людьми. Учили прочно. А что розгами наказывали, зубрить заставляли, не заботились об «игровых методиках» – так время было такое. А инспектор орловской гимназии Азбукин любил стихи графа Хвостова, а Пушкина не одобрял. И книг Пушкина в гимназии не держал. «Конечно, Азбукин был не идеален», – мягко замечает Ашихмина. Но, освящённый присутствием гимназиста Лескова, и он выглядит неоднозначной личностью с «широкими образовательными интересами».

А какие удивительные жили в Орле купцы, священники, чудаки-квартальные, самоучки-астрономы!.. «У меня мало фантазии… – признавался Лесков. – Я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием». Поэтому его праведники и злодеи, жертвы тёмной страсти и искатели правды – все писаны с орловской натуры.

В своей книге автор может предаться невинным дамским радостям – балам и рукоделью, но от главного героя отнюдь не уклоняется. Вместе с малышом Николушкой она гуляет по берегу Орлика и ходит на кладбище, где похоронен Тупейный Художник; сопровождает Лескова, вчерашнего гимназиста, на службу в Уголовную палату и с удовольствием обнаруживает, какой умный и порядочный человек его начальник – Белинского читает!.. Вместе с ним горюет над орловскими пепелищами – в 1841 году город пострадал от страшных пожаров. Вместе с ним, уже канцеляристом, слушает удивительные рассказы о станционном смотрителе Александрове, который в холеру ходил по деревням, давал крестьянам «без денег лекарство и вселял бодрость духа», а в одном селе «прекратил пожар»… Этого невероятного человека даже к правительственной награде представили.

Достоверность, чувство слова (а как же писать о Лескове, если слово не чувствуешь?), живая, причастная интонация – всё это делает книгу Елены Ашихминой не только полезным пособием для школьников, студентов, преподавателей истории и литературы, но увлекательным чтением для всех, кто ещё не забыл отечественную классику.

…И Лескова, конечно, хочется перечитать.
Немедленно!

Обсудить в группе Telegram

Карина Зурабова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS