Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июня 2024 г.
Литература Литературный резерв

Под синим солнцем

Роман. Отрывок

02 июня 2024

Рома Декабрев, Зеленоград

короткий список премии «Лицей» 2024 года, номинация «Проза»


— И снова здравствуйте, Надежда! — раздалось откуда-то сбоку.

Надя вскрикнула от неожиданности и выронила кочергу.

— Простите, это всего лишь я! Вы репетируете? Я отвлёк вас?

Старик сидел в алькове и перебирал в руках содержимое конверта. Сразу не удалось поднять с пола кочергу, в панике Надя лишь глубже загнала её под стол.

— Здесь нельзя находиться! Закрыто!

— Я совершенно уверен в том, что табличка при входе гласила обратное.

— Значит, вы её перевернули. Дверь была заперта, — девушка сразу дала понять, что внушить ей сомнение не удастся.

— Именно, что была! — он потряс связкой ключей. — Но это абсолютно неважно. Я заглянул, чтобы расплатиться за круассан и кофе, старая моя голова, всё забываю! Вас долго не было, вот я и решил присесть, а тут, глядь, мой конверт на столике. Кто-то его по ошибке вскрыл, гляжу, а внутри, а внутри-то… что? Завещание предыдущей владелицы кафе! — с улыбкой на лице отчеканил он, — Догадываетесь, что здесь странного?

— Я не могу этого знать.

— Помещение и бизнес целиком и полностью завещаны… вам. Ни её детям, ни близким, ни каким-либо партнёрам или помощникам, а простой официантке, которая работает здесь чуть меньше суток. Это весьма подозрительно, согласитесь?

— Бариста.

— Как пожелаете. Поймите правильно, как давнего друга семьи, меня эта ситуация не может не настораживать…

— У вас имеются какие-то конкретные юридические претензии? — удивлена своим тоном, так его.

— Нет, я вас ни в чём не подозреваю. Не дай Бог, — протянул он бумаги. — У меня и мысли не было о том, что вы подделали листок и вложили в конверт после, скажем так, не совсем законного вскрытия.

— Кто вы такой? — Надя отложила орудие на барную стойку (в пределах досягаемости), выхватила листок и полезла в карман за очками.

— Простите ещё раз — и мою память, и мои никудышные манеры, я ведь даже не представился! Меня зовут Стужин, как вы могли догадаться.

— Неужели? Если Стужин — это вы, то кем был тот парень, что оставил конверт?

— А вы этого не поняли?

— Отвечайте на вопрос, — Надя, выходящая из себя и себя в этом состоянии не узнающая, указала на чугунный прут.

— Конечно-конечно, — старик же не повёл и глазом, — то был тоже Стужин, как и я, есть ещё много Стужиных, они все — жалкие копии, всего лишь пародии, в то время как я единственный оригинал. Вы получите ответ, если математически суммируете меня и нервного юнца с ножнями, а затем бесхитростно поделите напополам. Каждый из них призван исполнить ту или иную функцию на соответствующем отрезке моей скромной жизни, — причмокнул он, закуривая трубку, будто вырезанную с полотна Магритта. — Шучу, Надежда, не берите в голову, это просто один из претендентов на должность сценариста, а по совместительству — курьер, сами понимаете, творчеством нынче себя не прокормишь, я не знаю даже, как его зовут. Желаете затянуться?

— Получается, водитель ваш однофамилец? — Надя пропустила любезное предложение мимо ушей.

— Возможно. Я не знаю никакого водителя.

— Так, а зачем вы здесь?

— Надежда, не нервничайте, я не отниму у вас и пяти минут. Как я уже сказал, мне должны были кое-что передать. И честно говоря, я рассчитывал не совсем на то, что получил. Но, чему быть, того не миновать. Теперь же, чтобы наследство вступило в свою законную силу, вам остаётся лишь подписать форму. Кажется, вас можно поздравить, так сказать, с удачным приобретением.

— Я и не собираюсь ничего подписывать.

— Мудрое решение.

— Это вообще не всерьёз, это всё не всерьёз, — спокойно сказала Надя. — Кто поверит в этот бред?

— Если, по-вашему, это бред, тогда и бояться нечего. Вдвойне мудро.

— Не ждите, что я буду потакать вашим маразматичным играм.

— Ваше право! — подмигнул старый иезуит.

— Ответьте, зачем ваш неоднофамилец на меня напал? — Надя закатала рукав.

— Как это напал? Что вы такое говорите! — от напускной неожиданности старик даже закашлялся с нехорошей хрипотцой.

— Он схватил меня за руку и дал… — осеклась Надя, не уверенная в том, стоит ли сообщать о деньгах, — дал по голове.

— Он поднял на вас руку? Какой кошмар! Вы, конечно же, сообщили в полицию?

— Нет…

— Не откладывайте это! А мы точно говорим об одном и том же человеке? В болотном свитере, в плаще или в пальто? Иногда он в шляпе, а иногда нет, внешность его не поддаётся описанию, она иррациональна, как экспонента по отношению к натуральным числам, — он пытался что-то отыскать в записях, будто для того, чтобы свериться с текстом. — Говорил ли он что-то при этом? Попытайтесь вспомнить все детали, будьте так любезны, если, конечно, это не травмирует вас.

— Травма — это когда ногу оторвало, всё прочее — неполноценность.

— Как радикально! Мне нравится, но всё же…

— Я не помню, — выдавила из себя Надя.

— Искренне вам сочувствую. Мы разберёмся с этим, вас гарантированно услышат, — старик произнёс эти слова с глубокой заботой, всё его существо выражало участие. — И репетиции ваши не пройдут в пустую.

— Да что вы заладили со своими репетициями?

— Ну как же? Вот ваш текст, ваши реплики, а в ремарках прямым языком сказано: «Надя вскрикнула от неожиданности и выронила кочергу, с первой попытки у неё не получилось её поднять, трясущимися руками она загнала её между стульев, а затем только очнулась: какая кочерга, из какого камина, и та вмиг испарилась?». Так в точности и написано. Взгляните сами.

Надя пробежалась по тексту, лёгкий озноб завладел её руками.

— Что за фокусы? — даже как-то истерично ухмыльнулась девушка.

— Не пугайтесь. Эти бумаженции, по-хорошему, не предназначаются для посторонних глаз. Никакой я не Стужин, а просто старый Суфлёр. Ravi de vous rencontrer. Мне нравится это имя. Вся отрада моя — напоминать людям забытые реплики и оставаться при этом незамеченным, не только зрителям, но в идеале и самим актёром. Одна беда, я стал слишком стар и сам иногда забываю текст, поэтому и прибег к услугам этого заведения.

— Каким услугам?

— Где же как не здесь тебе выпишут все сложные места на бумаге? Сам, к сожалению, не могу, представьте себе, я боюсь собственного почерка, — он вытянул перед Надиным лицом трясущуюся кисть.

— Вы отдаёте себе отчёт, как это звучит?

— Представить боюсь, — скорчил испуганную гримасу Суфлёр.

— Так, а свидетельство о моей смерти?

— Прозвучит странно, но, если оно там, значит ему там самое место.

— Всё это напоминает дешёвый развод, чёрт с ним со свидетельством, это можно было спокойно подстроить, но рисунок… Объясните, как попал сюда рисунок?

— Не нервничайте, Надежда. Какой ещё рисунок?

— Это написано с меня!

— Позволите. Любопытно, — произнёс старик, надвинув густые серые брови на оправу очков. — Рисунок был в конверте? Под сургучной печатью? Удивительное сходство.

— Да!

— Есть у меня одна мыслишка, но это долгая история, — сказал он после детального изучения наброска, вскинув брови до потолка.

— Я не тороплюсь, — Надю чрезвычайно выводил из равновесия ироничный тон старика.

— А вот это очень точно подмечено, Надежда, никуда мы не торопимся, ночь ведь в самом разгаре и не думает прекращаться, — потрясываясь от суховислого смеха, заявил он. — Ответственно заявляю: сначала я сомневался, но с каждой минутой вы нравитесь мне всё больше и больше. Так уж вышло, что предыдущую владелицу тоже звали Надеждой. Всех владелиц этого дрянного заведения звали Надеждами. Так было до вас, так будет, по всей видимости, и после.

— Вы мне угрожаете? — девушка скомкала бумаги и кинула собеседнику под ноги, она смелела при мысли, что уж с одним-то стариком управятся, тем более вооружённая выдуманной шпагой-кочергой.

— Что вы, я никогда не опущусь до такого! Да и незачем! Просто, поймите, тут были свои правила, репертуар, рассадка в зале, слоганы, теперь же всё будет по-другому. Смена власти — всегда волнительный момент, — Суфлёр аккуратно снял со связки длинный ржавый ключ и положил к себе в карман, остальные же бросил на столик.

— Я никогда это не подпишу!

— Поздно. Вы сопротивляетесь, но помните, девочка моя, вы всегда и везде будете не на своём месте, и в этом мы схожи, — произнося это он согнулся на трясущихся ногах и поднял бумаги, это стоило ему огромных усилий, Надя не шелохнулась. — Единственное, что может нас порадовать — тоска по упущенным возможностям, тлеющим теням тех себя, кем мы никогда не станем, и тем тропкам, по которым нам не удастся ступить в силу сделанного выбора. Нас там много больше, чем здесь. Здесь же мы — лишь формальность, в которой сливаются воедино прошедшее и будущее. Бесконечность против одного. Обратите внимание на свою ладонь, жирная точка посредине выведена чёрной ручкой, на то, как двигаются пальцы в свету жёлтой лампочки накаливания. Что они значат? Что они по отношению ко всем другим вариантам движения кисти? Концентрация, предательство или отрицание?.. Вы открыли конверт, и тем самым нарушили своё устное обещание, но я не в обиде за это. Прочтите договор внимательней — там всё есть. К тому же вы уже всё подписали. Спишите эту несвязанность на мой почтенный возраст, старикам много чего сходит с рук.

Он в это мгновение продемонстрировал смазанную кляксу в соответствующей графе.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гора желаний*

    23.05.2025
  • Полон солнца Ваш земной последний день

    23.05.2025
  • Единственный рассвет

    23.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    23.05.2025
  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS