Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 февраля 2024 г.
Литература Многоязыкая лира России

Под знаком «Золотого Дельвига»

10 февраля 2024
С.А. Комаров, О.К. Лагунова, Ю.Н. Степанова, Ю.А. Цимбалова. Проза Еремея Айпина: этнофилологический ракурс и историческая поэтика. – М.: Наука, 2023. – 384 с.: ил

Коллектив Тюменского государственного университета стал обладателем ежегодной общенациональной премии имени первого главного редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». В состав победителей престижной награды вошли профессор Сергей Комаров и авторский коллектив в лице Ольги Лагуновой, Юлии Степановой и Юлии Цимбаловой.

Тюменцы удостоились премии за монографию «Проза Еремея Айпина: этнофилологический ракурс и историческая поэтика».

С.А. Комаров, О.К. Лагунова, Ю.Н. Степанова, Ю.А. Цимбалова. Проза Еремея Айпина: этнофилологический ракурс и историческая поэтика. – М.: Наука, 2023. – 384 с.: ил.

О творчестве Еремея Айпина всегда говорилось и писалось многими его коллегами по литературному цеху – собратьями по перу, литературоведами, критиками, деятелями культуры. Чем же всех так привлекает творчество виднейшего современного хантыйского русскоязычного прозаика? Представьте, этим вопросом задавался не я один. Задавались многие. Надо было на него найти точный и единственно верный ответ. И он пришёл.

Творчество писателя привлекает многих думающих современников потому, что он, придя в большую литературу, выбрал непростой, но очень нужный людям (я прежде всего имею в виду его читателей) путь – путь подвижничества. Сам писатель, таким образом, – осознаёт он это или нет – стал духовным миссионером. А как иначе оценить его вклад в современную литературу? Если подходить к рассмотрению творчества писателя именно с этой позиции, то становится понятным его тяга к притчевой форме повествования, которую он подчас предпочитает всем другим художественным формам, потому что, как это замечено многими исследователями его творчества, использует оную в организации повествовательного процесса чаще других форм. На данное обстоятельство указывали в своих работах такие исследователи, как Г.Д. Гачев, Е.А. Александрова, Г.А. Белая.

Цивилизационная модель, которую предлагает читателю в своей прозе Еремей Айпин, весьма своеобразна, но как раз таки она и привлекает внимание значительного числа думающих, ищущих, пытающихся что-то делать людей. Им и адресует писатель свои размышления, облечённые в причудливую, необычную, яркую, запоминающуюся художественную форму.

Герои писателя мудры и дальновидны под стать ему. Благодаря его индивидуальным, литературным приёмам, присущим только ему в современной русской литературе (я сознательно избегаю употребления эпитета русскоязычной, ибо если писатель пишет на русском языке, то он на нём думает, а следовательно, является русским человеком), они вызывают на диалог внимательных, вдумчивых, неравнодушных читателей. Диалог начинается с первого абзаца и продолжается до последнего.

С особым трепетом Еремей Данилович вспоминает своё детство, родные края. «Деревня жива, меня туда тянет, – признаётся писатель. – Езжу часто по возможности. Моё поколение сверстников почти уже ушли многие. Поэтому осталось товарищей не очень много. Варьеган был большим, бело-ягельный сосновый бор был на месте Варьегана, вокруг сосны. С одной стороны – река Аган, с третьей – болота начинаются. Сейчас посёлок, конечно, в физическом отношении расстроился, а в духовном плане, конечно, съёжился. Когда-то жили там мои родители, моя мама, мой отец, мои дядья, мои великие учителя. Мы бобровые люди, наш пращур был бобром. Эта тема нам внушалась с детства. Потому что все люди, которые произошли от бобра, считаются нашими кровными родственниками. Другие народы, имеющие отношение к бобру или фамилию Бобровы, – наши родственники».

Даже в свою обыденную, повседневную речь Еремей Айпин вплетает фольклор, щедро уснащая её народными мифами и сказаниями. Айпин принадлежит ко второму поколению северных писателей. Необходимо отметить, что начало его писательского пути (как это ни странно, а это ни капли ни странно!) как раз совпало с нефтяной эпопеей. Тогда в родных местах писателя геологи обнаружили залежи нефти и газа. На месте родовых угодий выросли буровые вышки. Над священным озером Самотлор взвилось пламя попутного газа. Зажглись огни новых посёлков. Как тут остаться в стороне! Сотни молодых ханты и ненцев потянулись к буровым. Айпин не стал исключением. Окончив первый курс Литературного института в Москве, он вернулся в родные места и ступил на тропу нефтедобытчика. Со временем мог бы вырасти в помощника бурового мастера. Но не решился. Через несколько месяцев Еремей Данилович оставил буровую...

Как считают некоторые исследователи творчества писателя, нефтяные вышки разрушили ту гармонию, которую Айпин с детства привык наблюдать в тайге. Машины перепахали оленьи ягельники, солярка залила рыбные реки, частые пожары уничтожили красивые, богатые зверем и ягодами леса. Видя конфликт традиционной культуры с промышленным освоением региона, Еремей Айпин пишет книгу «Ханты, или Звезда утренней зари». Эпическое сказание о судьбе его народа. Но была и ещё одна тема – трагическая, которую летописцу всегда хотелось выплеснуть на бумагу, – казымское восстание 30-х годов. Так родился роман «Божья Матерь в кровавых снегах». По мотивам книги сняли фильм «Красный Лёд. Сага о ханты».

Кстати, чего, собственно говоря, не отрицает и сам писатель, очень часто прототипами героев его произведений становятся близкие родственники. «Смотрите, как получается, – признаётся Айпин, – в «Звезде утренней зари» главный герой – мой отец, «Божья Матерь в кровавых снегах» – это моя мама. «Река в январе» – это мои музы. Лирическая книга разных периодов. Здесь важно, как вы хотите воспринимать мир. Если хотите глянуть на мир глазами ребёнка – это первый том. Если хотите посмотреть на мир глазами зрелого читателя – это второй том «Ханты, или Звезда утренней зари». Если хотите посмотреть на мир глазами юноши, молодого человека, молодой читательницы – это надо смотреть глазами героев третьего тома, потому что там лирические рассказы о любви, о том, что волнует в юности в первую очередь. И четвёртый том «Божья Матерь в кровавых снегах» – это история, это уже в какой-то степени мудрость; с одной стороны, трагедия, с другой – надежда на то, что мы выживем и будем жить в будущем и наши потомки ещё будут жить на этой земле».

В своём творчестве Еремей Айпин поднимает проблемы нравственности и социальной справедливости, волнующие не только его народ, но и всех жителей нашей страны. В его прозе звучит призыв к бережному, заботливому, чуткому отношению к национальной культуре. Не случайно особое место в его творчестве занимает повесть «В тени старого кедра». Она вышла в 1981 году на русском и хантыйском языках. Главный герой – старик, который умеет слушать костёр, разговаривать с деревьями; он не убивает животных, а вступает с ними в честный и равный поединок. Не с ружьём, а с копьём идёт он на медведя. Кстати, не случайно в названии повести появляется кедр. Именно это дерево писатель сравнивает с силой духа своего народа.

В коллективной монографии исследователей творчества Айпина – С.А. Комарова, О.К. Лагуновой, Ю.Н. Степановой, Ю.А. Цимбаловой – «Проза Еремея Айпина: этнофилологический ракурс и историческая поэтика» ставятся и решаются эти вопросы. И те ответы, которые дали исследователи на страницах своей монографии относительно творчества Еремея Айпина, навели меня на мысль, а затем и укрепили в ней: перед нами настоящий духовный подвижник, литературный миссионер, сделавший Слово своих творений главным союзником и оружием…

Княз Гочаг, г. Пыть-Ях, собкор «ЛГ» в ХМАО – Югра


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На дальней станции...

    05.06.2025
  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Александр Куприянов: На киче я не парился, но это… комплимент!

    05.06.2025
  • До райских врат простёрлись долы

    05.06.2025
  • Правда войны и правда о войне

    04.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS