Замечательный актёр Геннадий Бортников был, как многим известно, ещё и весьма одарённым художником-любителем. Вскоре после его кончины племянник артиста позвонил близко дружившей с покойным Ирине Мирошниченко и сообщил, что хочет подарить ей на память одну из бортниковских живописных работ. Портрет Андрея Тарковского. Новая обладательница полотна приехала в столицу ситцевого края, где передала картину ивановцам.
Момент вручения подарка был одним из самых трогательных эпизодов церемонии закрытия фестиваля «Зеркало». В течение предшествующей недели зрители Иванова и крупных райцентров области могли увидеть фильмы, по объективным, в основном экономического характера, причинам редко попадающие в прокат. В свою очередь, кинематографисты завязывали новые знакомства, участвовали в многочисленных экскурсиях по городу и области. Но только наивный человек может всерьёз принять расхожее обывательское мнение о том, что на кинофестивалях главное не фильмы, а тусовка.
Бывает, конечно, всякое, но на столь серьёзном форуме, как «Зеркало», главным, несомненно, является кино. И гости, и участники по достоинству оценили то лакомое ассорти, что было предложено им критиком Сергеем Лаврентьевым – главным отборщиком фестиваля. Несколько программ вполне охватили собой весьма широкий тематический диапазон современного экранного искусства. Многие фильмы демонстрировались впервые, как, например, документальная лента Галины Долматовской «Серебряковы. Французские этюды», где, в частности, фигурирует целый ряд малоизвестных работ прекрасной художницы, в том числе её марокканский цикл. Или вызвавшая большой ажиотаж «2-Асса-2» Сергея Соловьёва. Сделанная в бойкой клиповой манере, присущей, скорее, молодым режиссёрам, картина, безусловно, требует пристального и обстоятельного разбора, который по выходу её в прокат «ЛГ» планирует произвести. Не меньше нашумела на «Зеркале» аж трижды показанная здесь игровая картина широко известного постановщика-документалиста Галины Евтушенко «Новые времена, или Биржа недвижимости». Перед нами то редкое обращение к нашему недавнему прошлому, которого почти не встречается в современном кинематографе. В центре фильма события августа 1991 года. Но авторов интересуют не столько сами бурные политические события, сколько «видоизменение» человеческих характеров в переломные моменты эпохи. В картине тонко передан дух времени, действующими лицами которого были все мы.
В конкурсной программе фестиваля, демонстрировавшейся в кинотеатре «Искра», были представлены десять фильмов. Перед началом показа молодые волонтёры вручали каждому зрителю бланк, на котором следовало оценить картину по пятибалльной системе. Так демократично определялось, кому будет вручён «Приз зрительских симпатий». Его завоевал фильм режиссёра Рустема Абдрашова «Подарок Сталина». Это мощная социальная драма и одновременно очень «человеческое» кино, действие которого происходит в 1949 году в небольшом казахском ауле, где живут репрессированные.
С лёгкой руки Сергея Лаврентьева конкурсная десятка получилась достаточно ровной, можно представить, с какими трудностями столкнулось жюри при определении лауреатов. И нет никакого противоречия в том, что зрителям понравился один фильм, а Гран-при «За лучший игровой фильм» достался другому – картине режиссёра Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Это крайне любопытная, своеобычная кинобиография Иосифа Бродского, снятая по мотивам его одноимённого эссе. У Хржановского, одного из признанных классиков нашей мультипликации, была неплохая разминка на тему – в 2002 году он снял «Полтора кота» – анимационный фильм по рисункам Бродского. И свои профессиональные навыки он сумел с успехом применить и в игровом фильме, в жизнеописании поэта, сделанном с безупречным вкусом и тактом. Разумеется, при просмотре картины на фестивале «Зеркало» на ум неизбежно приходили параллели с судьбой Андрея Тарковского.
Помимо главного, Хржановскому были вручены также приз Гильдии киноведов и кинокритиков России (с формулировкой «За тонкое совмещение игрового, документального и анимационного кино в создании биографии поэта») и приз АКБ «Инвестторгбанк» («За оригинальное режиссёрское решение»). Видимо, лишь желанием жюри не класть все яйца в одну корзину объясняется то обстоятельство, что приз «За лучшую женскую роль» присудили не Алисе Фрейндлих, замечательно сыгравшей мать Бродского. В этой номинации первенствовала голландка Элси де Брау («Между ними»). Аналогичную награду у мужчин получил боснийский актёр Эмир Хаджихафизбегович («Армин»).
Судя по проявленной ивановскими зрителями активности, третий кинофестиваль «Зеркало» следует считать удачей. Раз от раза растёт его известность, он окреп, встал на ноги, а главное – у него хорошая репутация.
, ИВАНОВО–МОСКВА