Иван Щёлоков.
Город на лучах зари. –
Воронеж: Издательство
им. Е.А. Болховитинова,
2018. – 109 с.
Замечательный русский поэт Иван Щёлоков недавно подарил мне свою новую книжку с автографом: «Здесь всё о моём Воронеже – со студенческой юности до нынешних дней». Поэтический путеводитель – это новое явление в современной литературе. Когда-то Гиляровский увековечил столичную Ходынку и Хитровку. В своих рассказах «Москва и москвичи» он сохранил в народной памяти Первопрестольную на рубеже веков. Через сто лет воронежский поэт Иван Щёлоков увековечил свой родной город в сборнике поэтических рассказов.
Наверное, нельзя назвать этот сборник открытием, новым словом в искусстве, может быть, кто-то и раньше пытался сделать что-то подобное, но настоящий поэтический путеводитель по городу ещё никто не издавал.
Практически в каждом городе можно купить в ларьке на вокзале набор открыток или фотоальбом с рассказами о том, на каком бульваре забытый всеми губернатор с лошади упал или император карету заложил. А вот такую историю города и горожанина с поэтическими картинками ни в одной сувенирной лавке не купишь.
Старый город.
Вертлявые улочки.
Неподстриженных лип
золотые чубы.
Запах сдобы из крохотной булочной –
Как подарок из детства
для взрослой судьбы.
Так и хочется пройти по этим улочкам вместе с героем стихов императором Петром, чтобы и корабли строить, и надломить хрустящую корочку хлеба. А там вместе с автором увидеть Адмиралтейскую церковь, объясниться в любви девчонке синеокой в Первомайском парке или
В музее Никитина,
в зальчике душном,
Коллегам по цеху –
писателям профи…
Вроде бы всего чуть больше сотни поэтических страниц открывают читателю душу древнего, романтического и лирического города – Воронежа.
Может быть, я нарушаю неписаные правила литературных премий, но думаю, что коллеги меня поймут правильно. Если уж Русское географическое общество учредило международную литературную премию имени Лаврентия Загоскина, то в этом году в номинации «Поэзия» более достойного кандидата найти будет сложно. Тем более что премия эта совершенно не зависит от писательских союзов и столичного бомонда.
Если из провинции взглянуть на литературную жизнь обеих столиц, то кажется, что писательских премий в России несколько больше, чем людей, умеющих на русском языке написать хотя бы телеграмму про апельсины в бочках. В нынешние времена трудно сыскать поэта, в резюме которого не значится нескольких литературных премий. Не только бывший коммерческий директор главка, но даже домохозяйка на пенсии, вдова коммерсанта или студентка сельского техникума, выпустив сборничек тиражом в 20 экземпляров или набрав пару сотен «лайков» и «перепостов» в социальных сетях, может за скромную сумму купить диплом литературной премии имени какого-нибудь Леонарда Горохова. А при маленьких доходах кому-то даже ордена не надо – очередная поэтесса согласна на медаль. Наверное, все эти уважаемые люди достойны тех наград, на которые у них хватило денег.
Я знаю и люблю стихи Ивана Щёлокова, неоднократно переводил их на азербайджанский язык и организовывал публикации в журнале «Азербайджан». Честно скажу, что его образный строй, его метафоры прозрачны, понятны и легко переводятся. А ведь это тоже редкая, уникальная характеристика настоящего поэта.
Вот поэтому я и номинировал стихи Ивана Щёлокова на соискание международной литературной премии имени Лаврентия Загоскина, которая в 2018 году учреждена Пензенским отделением Русского географического общества при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов.
Несколько лет назад председатель Русского географического общества Сергей Шойгу утвердил девиз РГО: «Мы открываем Россию заново, вместе». Иван Щёлоков открывает для нас поэзию Воронежа – города на лучах зари.
Княз Гочаг