Около полугода смотреть украинские телеканалы я не мог. А когда в мае приехал в Крым и включил телевизор, возникло ощущение, что информационная «каша», заваренная оранжевыми «майданниками», остывает. Ожесточённые споры непримиримых противников изрядно потускнели, причесались. Может быть, сдались под прессом госцензуры в лице «нацрады» по контролю над «незалежным» телевидением – фактическим аналогом советского Главлита. «Нацрады», которая выдавливает родной русский язык большинства населения из эфирного пространства, вводя унизительные процентные ограничения под угрозой лишения лицензии, судов и штрафов. Или это затишье перед выборами. А может быть, бывшие оппоненты притёрлись, привыкли к привилегиям, уютным депутатским креслам, где находиться куда комфортнее, чем непосредственно в раздрызганном государственном новообразовании. И в конце концов большая ли разница – в оппозиции ты или при власти. Завтра поменяемся местами, чего делить-то? То есть в эфире они, конечно, поругиваются, но как бы отбывая номер, достаточно миролюбиво, и складывается ощущение, что потом запросто могут вместе зайти в ресторан выпить горилки или немудрящего французского коньячку. Соответственный импульс, вероятно, послан и основными владельцами телеканалов, стоящими за политическими силами, имена которых никто не скрывает. Всё это на фоне безмерно уставшего, неоднократно обманутого населения, не верящего уже никому.
Но при этом тоскливом, неустойчивом паритете стали очень рельефными тенденции, ради которых, быть может, и затевался «оранжевый эксперимент». Тенденции, отражающие целеустремлённые действия по стиранию исторической памяти для изменения мировоззрения огромной части некогда единой страны. О том возмутительном, что в преддверии Дня Победы происходило на телеканале «Украина» в программе «Шустер LIVE», «ЛГ» уже писала, два слова о некоторых других недавних передачах.
25 мая, «5-й канал», 16.00. Марафон, посвящённый Тарасу Шевченко. Лидер Украинской народной партии Юрий Костенко цитирует какого-то казахского поэта: «Двуязычие как двуличие!» Настоящую «украинскую нацию» объединяют «мова» и Кобзарь.
А то, что самое сокровенное, дневники, Тарас Григорьевич вёл на русском, а значит, думал на нём, с этим как? Значит, и Кобзарь двуличен?
Как избавить полноценных украинцев от ненавистного русского языка, да и вообще от русских на «исконно» украинских землях? Тут рядом тётенька-академик приводит удачный опыт Прибалтики. И вообще Украина кормит чужой флот, даёт бесплатный (!) транзит. Если бы не кормили Россию – стали бы вдвое, втрое богаче. На наивный вопрос ведущего: «Чем может гордиться настоящая Украина?» – другой партийный член что-то промямлил про песенку о рушниках и, конечно, произнёс слово «наука»! В общем, если, как Бубка, будем ставить высокую планку, а не думать, как отдать долги по зарплате, – будем первыми в Европе!
Хотя почти вся конкурентоспособная наука Украины – русскоговорящая. Да и Бубка тоже.
Днём позже по этому же каналу некий историк А. Палий чётко делит население Украины на сознательное меньшинство патриотов-украинцев (полноценных), ничтожное количество её врагов, остальное население – Иваны, не помнящие родства. Это о большинстве русскоговорящих, отстаивающих свои права на сохранение родного языка. Вот их следует перевоспитать. В том числе лишить Церкви. Потому что и РПЦ, оказывается, – инструмент Москвы по уничтожению украинской государственности.
22 мая, телеканал «Интер», программа «Свобода». Тут уже сам президент зовёт к единению всех украинцев. Но только, естественно, под «прапорами» настоящих «патриотов» и на их условиях. Вот ведь в России исполняется закон о языке! Там говорят: где заканчивается русский язык – заканчивается Россия. И это правильно, продолжает Ющенко, поэтому и мы должны понять: нет своего, отличного от других языка – нет страны и нет нации!
Вот так украинский президент сразу признал, где заканчивается Россия, включив в неё весь Восток и Киев, а заодно закрыл США и всю Латинскую Америку. Потому что нет никакого отдельного американского языка. Есть английский, испанский. И кто им только речи пишет? Вспоминаю, как стыдно нам было за то, что нашу страну представляли немощные первые секретари. Здесь тоже людей жалко.
27 мая по «Першому» каналу Ющенко и другие «истинные» украинцы славят Петлюру в честь его 130-летия. Не устраивал тот еврейских погромов и не отдавал целые области Польше, а был героем и борцом с большевиками и деникинцами. Рядом по «5-му» – Мазепа воспевается. Почти весь остальной эфир держится фильмами и программами, сделанными в СССР или России, заплёванными субтитрами, плохо дублированными, хотя все понимают русский никак не хуже украинского. При этом депутат Кармазин 25 мая в эфире у Шустера гордо сообщает (по-украински), что «Свободы слова в Украине больше, чем в США и России, вместе взятых». Это когда всем (и частным) каналам установлена мизерная жёсткая процентная норма вещания на языке, на котором говорит и думает явное большинство!! Но не подавляющее, а подавленное.
И когда после грандиозного парада на Красной площади 9 мая все увидели малопонятное шествие по Крещатику, а речь Ющенко могла быть применима как к ветеранам Победы, так и к войскам УПА, подумалось, что всем нынешним «истинным и незалежным» Россия и русский язык необходимы. Их объединяет только общий враг. Оставь одних – тут же передерутся. Уж мы-то знаем, как неоднократно ссорились Виктор Андреевич с Юлией Владимировной.
, ЕВПАТОРИЯ