На оперативном уровне топливный кризис, сотрясавший последние недели Россию, можно считать более или менее преодолённым. Министр энергетики Шульгинов заявил, что предпринятые правительством меры по стабилизации топливного рынка даже привели к некоторому снижению цен на заправках. И у нас нет сомнений, что на коротком плече порядок, пусть и в привычном уже «ручном режиме», так или иначе, но наведут. Потому как происходящее на внутренних рынках слишком далеко зашло, особенно если учесть, что речь о ведущей нефтедобывающей державе.
Правительство приняло решение восстановить с 1 октября так называемый топливный демпфер. То есть опять в полном объёме начать доплачивать нефтяникам за поддержание внутренней цены на дизель и бензин. Вместе с некоторыми ограничениями по экспорту это приведёт к тому, что как минимум цены на заправках прекратят выплясывать гопак. Правительство ожидает, что решение послужит экономическим стимулом к насыщению рынка бензином и дизелем и определит стабильность цен.
Правительство Мишустина стоит поблагодарить – сделали на оперативном уровне, что возможно, а проблема была очень серьёзной. Взлетевшие цены на топливо – это не только мат от избирателей на заправках, не только форс-мажор во время сбора урожая, у нас, вообще-то, некоторым образом боевые действия на юго-западных рубежах, а топливо – кровь войны.
Итак, в краткосрочной перспективе обывателю вроде нас с вами можно не беспокоиться. А вот на стратегическом уровне сложнее.
Что делать, лучше всего, пожалуй, сформулировал Владимир Путин на Валдайском форуме: нам необходима суверенизация экономики и финансовой системы. Но это не самый быстрый и, увы, не самый безболезненный процесс – попробуем пояснить.
Причина лихорадки с ценами на топливо на внутренних рынках, по сути, рукотворна. Речь о так называемом налоговом манёвре, совершённом ещё правительством Дмитрия Медведева. Результат – основная тяжесть налогового бремени переносилась на добычу, через НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а таможенные пошлины должны были последовательно снижаться и обнуляться. Что было удобно для бухгалтеров из Минфина (очень легко «собирать») и, разумеется, наших «западных партнёров» по ВТО. Поскольку это должно было привести к вожделенному «выравниванию цен с мировыми». У нас ведь рынок, конкуренция, а протекционизм – зло! Последствия, простите, мы до сих пор хлебаем полной ложкой: не должен украинский танкист Микола платить за дизель больше русского Коли, это не рыночно, не прогрессивно. И убивает здоровую конкуренцию...
По-хорошему, «манёвр» (в текущих-то условиях!) было бы логично отменить, но рыночное божество не позволяет: «манёвр» уже стал «системным», к нему привыкли, он оброс «институтами» типа «бюджетного правила» для Минфина и удобных игр с валютной выручкой для некоторых заинтересованных лиц «в рынке». Кстати, наверное, кроме наших «больших нефтяников». Они тоже не святые, но крайне обременены своей собственной нефтепереработкой, которую «налоговый манёвр» только чудом не прибил. Хотя наиболее прогрессивные и либеральные (к счастью, таких оказалось немного) вынесли свои НПЗ в ту же Болгарию. Оттуда к тому же, говорят, проще снабжать топливом ВСУ.
То есть, ещё раз повторим, на оперативном уровне всё вроде бы более или менее уладилось. А для того чтобы решить проблему системно, нужно делать то, что говорит Путин: то есть добиваться суверенизации экономики и, самое главное, финансовой системы нашей с вами страны.
А без этого только ручной привод, простите, по-другому никак.