Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 октября 2023 г.
Колумнисты

Подешевело!

11 октября 2023

На оперативном уровне топливный кризис, сотрясавший последние недели Россию, можно считать более или менее преодолённым. Министр энергетики Шульгинов заявил, что предпринятые правительством меры по стабилизации топливного рынка даже привели к некоторому снижению цен на заправках. И у нас нет сомнений, что на коротком плече порядок, пусть и в привычном уже «ручном режиме», так или иначе, но наведут. Потому как происходящее на внутренних рынках слишком далеко зашло, особенно если учесть, что речь о ведущей нефтедобывающей державе.

Правительство приняло решение восстановить с 1 октября так называемый топливный демпфер. То есть опять в полном объёме начать доплачивать нефтяникам за поддержание внутренней цены на дизель и бензин. Вместе с некоторыми ограничениями по экспорту это приведёт к тому, что как минимум цены на заправках прекратят выплясывать гопак. Правительство ожидает, что решение послужит экономическим стимулом к насыщению рынка бензином и дизелем и определит стабильность цен.

Правительство Мишустина стоит поблагодарить – сделали на оперативном уровне, что возможно, а проблема была очень серьёзной. Взлетевшие цены на топливо – это не только мат от избирателей на заправках, не только форс-мажор во время сбора урожая, у нас, вообще-то, некоторым образом боевые действия на юго-западных рубежах, а топливо – кровь войны.

Итак, в краткосрочной перспективе обывателю вроде нас с вами можно не беспокоиться. А вот на стратегическом уровне сложнее.

Что делать, лучше всего, пожалуй, сформулировал Владимир Путин на Валдайском форуме: нам необходима суверенизация экономики и финансовой системы. Но это не самый быстрый и, увы, не самый безболезненный процесс – попробуем пояснить.

Причина лихорадки с ценами на топливо на внутренних рынках, по сути, рукотворна. Речь о так называемом налоговом манёвре, совершённом ещё правительством Дмитрия Медведева. Результат – основная тяжесть налогового бремени переносилась на добычу, через НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а таможенные пошлины должны были последовательно снижаться и обнуляться. Что было удобно для бухгалтеров из Минфина (очень легко «собирать») и, разумеется, наших «западных партнёров» по ВТО. Поскольку это должно было привести к вожделенному «выравниванию цен с мировыми». У нас ведь рынок, конкуренция, а протекционизм – зло! Последствия, простите, мы до сих пор хлебаем полной ложкой: не должен украинский танкист Микола платить за дизель больше русского Коли, это не рыночно, не прогрессивно. И убивает здоровую конкуренцию...

По-хорошему, «манёвр» (в текущих-то условиях!) было бы логично отменить, но рыночное божество не позволяет: «манёвр» уже стал «системным», к нему привыкли, он оброс «институтами» типа «бюджетного правила» для Минфина и удобных игр с валютной выручкой для некоторых заинтересованных лиц «в рынке». Кстати, наверное, кроме наших «больших нефтяников». Они тоже не святые, но крайне обременены своей собственной нефтепереработкой, которую «налоговый манёвр» только чудом не прибил. Хотя наиболее прогрессивные и либеральные (к счастью, таких оказалось немного) вынесли свои НПЗ в ту же Болгарию. Оттуда к тому же, говорят, проще снабжать топливом ВСУ.

То есть, ещё раз повторим, на оперативном уровне всё вроде бы более или менее уладилось. А для того чтобы решить проблему системно, нужно делать то, что говорит Путин: то есть добиваться суверенизации экономики и, самое главное, финансовой системы нашей с вами страны.

А без этого только ручной привод, простите, по-другому никак.

Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Лекух

российский писатель, публицист... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто сменит миротворца?

    30.04.2025
  • Дай миллион!

    23.04.2025
  • Опиум и тарифы

    16.04.2025
  • Где взять механизаторов?

    10.04.2025
  • Безумие?

    09.04.2025
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Чья Победа?

    188 голосов
  • Пролетая над пропастью во ржи

    187 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Двадцать тысяч лет над Землей

    148 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS