Президент предупредил, что безработица станет одной из главных проблем наступившего года. Значит ли это, что нам стоит ждать новых массовых сокращений? Какие слои населения пострадают больше других?
, профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики:
– За словами президента обычно видят риск резкого увеличения числа безработных. На самом деле речь здесь совсем о другом – о так называемой длительной безработице. Ведь у нас сегодня практически не создаётся новых рабочих мест.
Официально зарегистрированных безработных в России около двух миллионов. Это немного. Однако к ним прибавляется примерно 3 миллиона тех, кто работает в режиме неполной занятости, отсиживается в административных отпусках или занят на так называемых общественных работах. В первую очередь об этих людях и говорил господин президент. Государство как бы подвесило их между работой и безработицей. Однако долго находиться в таком положении нельзя. Начинается процесс маргинализации. Как и у тех, кто оказался совсем без работы. Застойная безработица приводит к разрушению человеческого капитала. Люди до предела урезают свои расходы, спиваются, теряют квалификацию. Слесарю, который годами красит заборы на общественных работах, очень трудно потом восстановить профессиональные навыки.
В этом плане сегодня наиболее сложное положение в регионах, где большая часть населения занята в машиностроении. Эта ситуация, кстати, один в один напоминает ту, что была в начале 90-х годов. Можно даже сказать, что сегодня мы наблюдаем второй раунд одного и того же процесса. Экономический кризис в очередной раз напомнил нам о крайне неэффективном секторе российской экономики.
Государство пока очень неэффективно влияет на эти процессы. Стратегия правительства в основном сводится к тому, чтобы «подкармливать» безработных в ожидании, что кризис пройдёт и всё само собой рассосётся.
Конечно, есть попытки «втянуть» наиболее активную часть населения в бизнес. В результате 126 тысяч человек решились открыть своё дело. Я уважаю выбор этих людей, но у меня есть большие сомнения, что они справятся. Переподготовка, повышение квалификации – всё это хорошо и полезно, но только не тогда, когда этим занимается государство. Люди, прошедшие курсы при центрах занятости «за пять копеек», немного выигрывают. Кризис в очередной раз показал нам, что рассчитывать мы можем только на самих себя.
, депутат Государственной Думы:
– Безработица затрагивает сегодня самые разные слои населения. В первую очередь – рабочих. Раньше проблемы моногородов решались большими денежными инъекциями. Боюсь, что в этом году у государства на поддержку очередного «Пикалёво» просто не хватит денег. Наш резервный фонд к концу года будет съеден. Неслучайно Министерство финансов уже выступило с инициативой занимать деньги за рубежом.
Безработица сильно бьёт по бюджетникам. Например, в Астраханской области число сокращённых врачей, учителей, работников культуры приближается к 15 процентам.
Хочу заметить, что в этом году, впервые за 20 лет, бюджетникам не подняли зарплату. И многие люди, занятые в этой сфере, хотя и считаются официально трудоустроенными, на самом деле живут не многим лучше, чем те, кто сидит на пособиях по безработице.
В целом кризис в очередной раз поставил вопрос о том, зачем нам нужен так называемый крепкий рубль. К тому рублю, который мы имеем сейчас, больше подходят эпитеты «тяжёлый», «опухший». Он душит нашу экономику, делает невыгодным собственное производство в машиностроении, сельском хозяйстве. Что хорошего в том, что нам выгоднее закупать помидоры в Бразилии, а не у собственных крестьян, которые из-за этого сидят без работы?! Такое положение до поры до времени выгодно только для нефтегазовой отрасли. Но когда другие сектора российской экономики окончательно «просядут», нефтяники тоже окажутся в сложном положении.
СУММА ПРОПИСЬЮ
Вот уж действительно только профессионалы, щеголяющие малопонятными для публики терминами, могут легко разобраться в премудростях современной российской экономики. Разложить всё по финансовым полочкам, свести дефицит с профицитом. А нам, простым смертным, сложно понять, отчего в стране, где рушатся электростанции, замирают заводы и зарастают поля, миллионы людей оказались без работы. Может быть, из-за перенаселения, как в Китае, например?! Там ведь тоже, говорят, не так просто с трудоустройством.
Правда, ещё совсем недавно нас уверяли, что своих трудовых ресурсов у страны не хватает и надо миллионами завозить тех же китайцев, чтобы хоть как-то худо-бедно поддержать свою экономику.
Слишком часто говорят нынешние власть имущие об экономической целесообразности, забывая, что есть куда более важная целесообразность – человеческая. Государству, которое заботится о сиюминутных прибылях от продажи нефти, но совсем не думает об обнищании и деградации целых классов своего народа, рано или поздно придётся за это расплачиваться.