Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Подлинное чудо фортепиано

Данилин Юрий Данилин Юрий — 01 января 2007

СЕМЬ НОТ

Юрий ДАНИЛИН

Друзья и ученики выдающегося пианиста народного артиста СССР Виктора Мержанова издали любопытную книгу под названием «Музыка должна разговаривать» со статьями своего замечательного педагога и собственными воспоминаниями о нём. Поучительно и интересно. Сам Виктор Карпович вряд ли отважился бы на такой шаг. Потому что необыкновенно скромен. И как всякий требовательный к себе человек, всегда впадает в раздумья, а надо ли припоминать те или иные детали и обстоятельства… Ведь это его жизнь. Как читатель утверждаю: надо. И выход книги – важное событие для всех, кто ценит и любит русскую пианистическую школу, заметным представителем (а главное – здравствующим и работающим) которой он и является.

В дни своего восьмидесятипятилетия Мержанов в Большом зале Консерватории играл Шопена. Один из активно концертирующих способных молодых пианистов, приглашённый мною на этот концерт, всё волновался о потерянном времени, о том, что произойдёт что-то мемориальное и маломузыкальное. Какое удовольствие было наблюдать его лицо буквально с первых тактов Шопена! Он забыл обо всём. Слушал давно знакомые произведения как будто впервые. А как замечательно ругал сам себя потом за то, что мог бы пропустить это редкое событие. Одна из норвежских газет (цитирую книгу) так отозвалась однажды о выступлении Мержанова: «Нужно ли много писать? Становишься просто немым после такого фантастического исполнения». Лучше не скажешь и о его концерте в тот вечер в БЗК.

Мержанов – памятливый и благодарный человек. Как трогательно и просто говорил он о Марии Вениаминовне Юдиной на вечере её памяти! Без этих слов и вечер бы не состоялся. Юдина, собственно, и заставила его заняться фортепиано. Он никогда об этом не забывал. В последние годы часто играет концерты памяти друзей – Анатолия Ведерникова и Святослава Рихтера, с которыми в студенческое время жил в одной комнате, Эмиля Гилельса, чьё мнение всегда было для него важным и интересным, Васи Павлова и Нины Емельяновой. И конечно же, в любом разговоре, интервью, просто домашней беседе обязательно присутствует имя его учителя профессора Московской государственной консерватории Самуила Евгеньевича Фейнберга. В книге о нём отдельная статья.

Тамбов для нынешнего обывателя – это родина бандита Кумарина. Телевидение формирует близкое его деятелям представление о российских городах и людях. Но этот город родной Сергею Васильевичу Рахманинову. И Виктору Мержанову тоже. Рахманинов – самое дорогое ему имя. Он часто бывал в Ивановке – родовом гнезде композитора. После войны трудно было возвращаться к инструменту даже выпускнику консерватории с золотой медалью. Готовился первый Всесоюзный конкурс музыкантов. Пропустить его было невозможно. Фейнберг дал прекрасный совет: как можно больше играть Рахманинова. Можно смело утверждать, что они вместе на этом конкурсе и победили. А с ними и Святослав Рихтер. Без Виктора Мержанова и современное Рахманиновское общество, и международный конкурс пианистов имени композитора просто не мыслятся. Он объясняет в книге: «Я думаю, что строение рахманиновских мелодий, особенность их динамики совпадает с характером фортепианного звука вообще – он тоже всегда как бы «затухает», «исчезает». Не могу назвать ни одного другого стиля фортепианной музыки, который обладал бы такой слитностью с природой фортепиано».

Одним словом, друзья и ученики Мержанова – безусловные молодцы. Книга, несомненно, будет интересна ещё не зазнавшимся исполнителям, любознательным студентам и всем, кто ценит творчество выдающегося российского пианиста Виктора Мержанова.

Одно из событий января – концерт Даниэля Баренбойма и его оркестра «Западно-Восточный диван» в БЗК. Блестящий израильский пианист и дирижёр давно уже утёр нос политикам и дипломатам: в его коллективе прекрасно сотрудничают молодые талантливые люди из Израиля, Палестинской автономии, Сирии, Иордании, Египта и Европы. В этот раз я заметил на сцене скрипачей лет 12–13. А как играли! Баренбойм закончил «Санта-Чечилию» в Риме, десять лет назад ему стало не хватать пианистической карьеры, и вместе с писателем Эдвардом Саидом он и создал этот интернациональный коллектив. Впечатление – потрясающее. Понятно, когда за роялем сам Баренбойм, его молодые партнёры Яэль Карет и Карим Сайд в концерте ‹ 7 Моцарта для трёх фортепиано с оркестром фа мажор не имеют выбора: надо соответствовать мэтру. Представляю, сколь нелегка задача. Но они справляются. Моцарт воздушен, поэтичен, необыкновенен.

Баренбойму, что заметно, интересно с молодыми музыкантами, он, чувствуется, умеет с ними общаться более широко, чем требует разучиваемое произведение. Иначе справиться с такими сложными сочинениями, как симфония ‹ 4 Брамса, невозможно. А дирижёрские требования даже не подразумевают аккуратности в следовании тексту, они требуют понимания, и незаурядного понимания. Баренбойм серьёзно воспринимает своих молодых партнёров. И по максимуму их возможностей. Поэтому в оркестре талантливы все. И звучание редкое. Как один очень мощный с богатейшими возможностями инструмент. Всё как бы отмыто, сияет, сверкает, поражает первозданностью, богатством интонаций и красок. Всё вдохновенно и заразительно. Как бывает только в молодости. Баренбойм это точно знает. Вот чего не хватает нашим дирижёрам – одни и те же имена на афишах при таком-то богатстве молодых замечательных мастеров. Потому что перекормлены этим богатством и ленивы. Учиться надо у Баренбойма!

Каждый год Москву навещает интереснейший английский пианист Фредерик Кемпф. Лучшая часть нынешней программы – «Гольдберг-вариации» Баха. Непостижимый Бах. Неизвестно, как играл сам Гольдберг, но Кемпф созерцателен, философичен, очень убедителен. Человековедение по Баху надо преподавать в школе. Просто сидеть и слушать. Никакая Российская академия наук, тем более изрядно протухшая академия отечественного образования, никогда не придумает более внятного постижения жизни и человека. Надо этим пользоваться. И даже каннибалов, киллеров и дураков заставлять слушать Баха. Он может нам всем помочь больше, чем Госдума с её ораторами, партия «Единая Россия» и московский милиционер генерал Пронин.

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты