На Малой сцене Театра Российской армии – премьера спектакля по одной из самых репертуарных сегодня пьес Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Спектакль, поставленный Андреем Бадулиным (сценография М. Смирнова, музыка Р. Затикяна, костюмы Е. Предводителевой), называется «...А я остаюся с тобою...», и эта известная песенная строчка выбрана, как представляется, совсем не случайно, потому что все персонажи спектакля, выжившие в войну и первые послевоенные годы, остаются друг с другом и со своей страной. Несмотря на все перипетии мастерски сплетённого сюжета о пропавшем после войны муже героини, явившемся домой в тот самый день, когда она решила связать свою судьбу с другим, несмотря на то, что довелось им всем пережить...
Владимир Гуркин написал эту пьесу, опираясь на реальные факты из жизни своей семьи: о войне без масштабных сцен боёв; о любви непафосной и не особенно романтичной; о простых деревенских жителях с их простой философией. Андрей Бадулин поставил свой спектакль о нас, заполняющих зрительный зал, а потому мысли, рождённые им, уводят далеко за пределы незатейливого сюжета.
С первых же минут действия мы узнаём о том, что где-то уже идёт война, но долгой она, по словам героев, не будет, скоро кончится. Неизвестно, успеют ли призвать Петра (Алексей Горячев) и Ивана (Сергей Колесников), да и не сказать, чтобы так уж рвались они на фронт. Живут обычной семейной жизнью – под приглядом старшей сестры их жён Нюры (замечательная работа Инны Серпокрыл!), вырастившей младших сестрёнок, Софью (Анна Киреева) и Александру (Людмила Татарова-Джигурда), выдавшей их замуж. И сама Нюра одинокой не осталась – у неё муж Михаил, четверо детей, но к сёстрам она заглядывает по нескольку раз в день.
Они вообще живут, словно в одном доме, – баня топится для всех, выпивают самогон после мытья, балагурят, поют песни. Особенно любят песню про казака, который «шёл на побывку домой», но «подломилась доска» – и вся жизнь пошла наперекосяк. Им всем ещё весело и радостно, и зрители смеются их шуткам, порой несколько скабрёзным, не подозревая, что сейчас, внезапно, произойдёт резкий перелом.
Поздним вечером милиционер Римас (Андрей Новиков) несколько раз пытается зайти в дом Ивана и Александры, но всякий раз останавливается, не решаясь прервать песню (надо сказать, мастерски исполненную актёрами!). А позже, когда все разойдутся спать, вызовет Ивана и скажет ему, что надо уходить: председатель колхоза недаром строчил доносы на две семьи, приехали их брать. Ночью Иван и Пётр бегут, чтобы успеть попасть на поезд, отправляющийся на фронт, и их жёны как могут «обороняют» своё жилище.
А потом проходят долгие годы – гибнет под Сталинградом Пётр, получив похоронку, умирает его жена Софья, выходит замуж дочь их Женька (Мария Белоненко удивительно точно передаёт взросление своей героини), а Александра решает соединить свою судьбу с милиционером Римасом, благодаря которому всем им удалось выжить. И в эту самую минуту появляется Иван, её муж, которого она ждала много лет, и Александре предстоит сделать выбор: с кем же она останется?..
Александра остаётся с мужем, и зрительный зал плачет и на поклонах кричит артистам: «Спасибо!..»
Потому что это – очень простой и очень добрый спектакль? Может быть, и поэтому. Но мне померещилось почему-то, что у какой-то части зрительного зала он вызвал мысли гораздо более сложные – те самые, к которым взывал режиссёр, именно так выстраивая действие. Все персонажи благодаря точности режиссёрского решения и актёрскому мастерству выходят на сцену не из-за кулис – из живой и очень непростой жизни. Той самой, что настигла нас спустя почти семь десятилетий после Победы в Великой Отечественной войне.
Наши деды и отцы прожили, если вдуматься, страшную и горькую жизнь, когда судьба их полностью зависела от «подломившейся доски» – доноса, ни на чём не основанного, выдуманной неблагонадёжности. И не только на войну уходили они, но в трагическое Ничто, откуда нельзя было дать о себе знать. И многие оставались там навсегда...
Как попал в уральскую деревню литовец Римас? Скорее всего, в детстве, когда отправляли подальше от родных мест его родных. Почему стал вдруг милиционером при той власти, которая надругалась над его семьёй? Скорее всего, потому что понял – он сможет хоть в чём-то помогать односельчанам. Что испытывал этот предельно одинокий, замкнутый человек, встретив Александру?
Андрей Новиков при скупости текста играет судьбу. Каждый его взгляд, каждое движение подчинены на редкость точно выстроенному характеру. А эпизод, когда Александра оставляет их с Иваном в избе, чтобы они решили, кому из них остаться с ней, – просто ювелирно огранён режиссёром и артистами: мы видим их глаза, мы ощущаем их внутреннее напряжение. Слов нет, они и не нужны – мы видим перед собой две судьбы, две исстрадавшиеся жизни и... удивительное мужское достоинство и благородство, сыграть которые нельзя, можно только прожить. Андрей Новиков и Сергей Колесников стали нравственным центром спектакля, а это особенно сложно в наше время, когда понятие нравственности приобрело едва ли не оскорбительный смысл.
И вот какой урок этого спектакля по-настоящему взволновал меня: не становится ли наша сегодняшняя агрессивность, озлобленность своеобразной реакцией, местью за прошлое наших предков? Да, они прожили очень трудную жизнь – не это ли вызывает стремление урвать побольше денег, радостей жизни, сладкого безделья, может быть, необдуманно, но считая это «компенсацией»? За их чистоту и простые человеческие чувства? За их наивность и веру?
И тогда немного иной смысл приобретает название спектакля, в котором Андрей Бадулин пытается вернуть нас хоть на два часа действия к тому, что мы утратили. Казака из песни подломившаяся доска не испугала – он продолжал свой путь. Видимо, под нами она проломилась гораздо сильнее...
Но Андрей Бадулин и замечательные артисты Театра Российской армии дарят нам надежду. Простую и чистую, как созданный ими спектакль.