Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Подняться к небу

01 января 2007

УТРАТА

Последняя роль в кино – митрополит Филипп в фильме «Царь»;  Виктор СМОЛЬЯНИНОВНе стало Олега Янковского. Говорить о нём в прошедшем времени не поворачивается язык. Он мог превратить медведя в человека, а мог сам обернуться Драконом. Мог построить дом, в котором невозможно отличить реальность от вымысла, и подстрелить оленя, зарядив ружьё вишнёвой косточкой, и слетать на Луну, оседлав пушечное ядро. Он заставил нас поверить в это. Нас, скептиков, прагматиков и немного циников.

Каждая его работа, в кино или в родном «Ленкоме», которому отдано было более тридцати лет, была мучительным поиском ответа на вопрос: для чего живёт человек. Как-то его спросили: возможно ли возвращение на экран и сцену его героев. Не в виде ремейков, разумеется, а в качестве отправной точки для осмысления зрителем собственной жизни, как это было со Свифтом или Мюнхгаузеном.

– Нет, не будет этого, – ответил Олег Иванович. – Каждое время рождает своего героя, даже самое трудное, самое тяжёлое и мрачное. Были Алейников, Крючков, Рыбников. Затем – Баталов, Стриженов… Мне посчастливилось: время требовало в качестве героев людей, которые были мне не просто интересны как актёру, но ещё и созвучны внутренне, по-человечески. Потом пришли другие актёры. А сегодня – безвременье. Нет героя, и, наверное, это естественно. Пройдёт какое-то количество лет, и он появится. Без героя жить невозможно. Литература, кино, театр найдут его. Только сначала его кто-то пропишет. Сначала ведь всё-таки было слово. А что касается осмысления жизни… Вы Мюнхгаузена помянули, так вот в этом персонаже меня больше всего удивляет не он сам и даже не реальный прототип Карла Иеронима, а история жизни его автора. Рудольф Эрих Распе вовсе не был литератором. Он был учёным. Много лет он изучал методы добычи мрамора, затем занялся происхождением горных пород и опубликовал несколько серьёзных трудов на эту тему. Написал трактат о резных камнях и историю города Гессена. Он был почётным членом Лондонского королевского научного общества, имел звание секретаря Кессельского общества сельского хозяйства и прикладных наук. Во второй половине жизни написал несколько книг по истории искусства, но из всего им написанного потомки запомнили только скромную книжку о похождениях остроумца-барона. Вот и решай теперь – для чего прожил жизнь этот, без сомнения, выдающийся человек?!

Что ж, если учесть, что эта книжица стала поводом для написания талантливой пьесы и съёмок не менее талантливой картины, ответ очевиден. Это не единственный вопрос, оставленный актёром нам в наследство. И далеко не на каждый вопрос можно так же просто найти ответ.

Он ушёл… Но разве это означает, что он ушёл навсегда? Когда он вернётся, будет шесть часов. Не утра и не вечера. Шесть дня. Он вернётся, подтянутый и спортивный, закурит трубку и улыбнётся…

«ЛГ»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS