Человек и природа гор в литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственные аспекты. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 100 с. – Тираж не указан.
Замечательный поэт, кандидат технических и филологических наук, доктор философии Оксфордской образовательной сети, заслуженный работник культуры РФ, академик Европейской академии естественных наук им. Лейбница Владимир Романенко написал серьёзную литературоведческую монографию, проследив на примере текстов северокавказских авторов традицию обращения творческого сознания к природе гор этого края, связь эстетического переживания с этическим наполнением. Автор анализирует эпические и фольклорные памятники прошлого, литературные произведения русской классики, а также писателей Северного Кавказа XIX–XX вв. Подробно разбирается поэтика Алима Кешокова, Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова.
С древнейших времён завораживало человечество звёздное небо над головой и, возможно, именно оно породило поэзию, героический эпос. «Астрономические образы и эволюция их отражения в мифологии и фольклоре Северного Кавказа» – одна из уникальнейших и интереснейших глав этой книги. Впервые предлагается оригинальная трактовка феномена скальных арок в горах как рукотворных сооружений солнцепоклонников. Рассматриваются ключевые астрономические образы, к которым издавна обращались поэты всех времён и народов: солнце, луна, созвездия. Делается убедительный вывод: из эпических представлений жители гор унаследовали нравственные нормы отношения к природе. В дошедших до нас древних эпосах, содержатся порой астрономические прозрения, подтверждённые только недавно. «Верховный бог эпоса балкарцев и карачаевцев Кайнар Тейри – кипящий огнём бог Солнца. Трактовка сотворения Мира в карачаево-балкарском варианте эпоса Нарты: «Тейри Солнца сотворил Солнце… Когда Тейри Солнца гневается, оно иссушает моря и выжигает землю. Из сердцевины Солнца на землю посыпались искры и камни, которые стали потом золотом, серебром и железом». Современная астрономическая наука, изучающая процессы, происходящие на Солнце, подтверждает, что внутри него действительно происходят процессы непрерывной конвекции, своего рода «кипение», которое периодически сопровождается мощными выбросами вещества. Наблюдать эти процессы во время создания нартского эпоса никто не мог – это возможно лишь при наличии современной аппаратуры». Данный факт говорит только об одном: искусство – одна из форм безупречного интуитивного знания, часто опережающего научное. Вывод для астрофизика необычный. Но ведь Владимир Романенко ещё и лирический поэт, и потому такая концепция вполне обоснованна и гармонична. Отсюда феномен: труд получился убедительным и с научной точки зрения, и с точки зрения искусства.
Монография, несомненно, будет интересна и полезна преподавателям, студентам и аспирантам, изучающим филологию, философию, экологию. А также всем, кто интересуется историей литературы.