Мы платим лишнее, а чиновник ликует
Не знаю, кто как, а я лично сейчас чувствую, будто мне устроили подставу на дороге, хотя речь идёт о квартире. Ощущение мерзкое, но описать его несложно.
Сначала тебя бьёт в борт большая чёрная машина, но обставлено всё так, словно ты сам её ударил, перестраиваясь с полосы на полосу. Пара хамов и ещё какой-то дед с наколками и повадками председателя совета директоров, которого они будто бы везут на важную встречу, устраивают тебе такой спектакль, что сам Станиславский снял бы шляпу. Показывают на своём «представительском» престарелом «мерсе» вмятину на крыле, заводят на другую сторону – смотри, мужик, что с ребром жёсткости… мы шарахнулись вправо от тебя, чумового, и налетели на КамАЗ… Просят шесть тысяч баксов, потом четыре, потом «скидывают по-хорошему» до двух тысяч двухсот…
В тот раз было в чём-то легче. Суббота, шестой час вечера, в машину ко мне подсел только один из этой троицы, и я его повёз в сбербанк на другой край города, пообещав снять с книжки деньги. Когда приехали, было уже за шесть, а отделение, я знал, в шесть и закрывается. Расписку ему написал прямо на своей книжке, изданной ещё в середине 90-х. С посвящением – чем здорово озадачил этого парня. А на следующий день поехал в милицию. Словом, в тот раз я не дал тем мужичкам и копейки, хотя и понервничал изрядно.
А что, скажите на милость, делать теперь?
Подставы бывают разные. Грубые, незамысловатые, очевидные, тонкие, криминальные, наконец, дружеские розыгрыши. А есть из ряда вон – совершенно не классифицируемые. Вот по части такого рода подстав здорово преуспели господа чиновники из различного рода структур и ведомств вроде Бюро технической инвентаризации и Федеральной налоговой службы.
Схема подставы классическая: работа в тандеме, один совершает отвлекающий манёвр, другой требует денег…
В течение ряда лет, будучи владельцем двухкомнатной 58-метровки, я послушно и в срок уплачивал налог на имущество физических лиц. По ставке 0,2% от инвентарной стоимости имущества. Я знал, что многие вполне цивилизованные страны не считают достойным «облагать» свои страны поборами такого рода. И я невольно удивился, когда в этом году мой налог на квартиру вырос троекратно сравнительно с прошлогодним. Так, если в прошлом году я заплатил около тысячи рублей, то в этом предлагается отдать казне без малого три тысячи.
В присланном по почте платёжном извещении объяснений не приводилось. Так уж у нас водится. Приложив некие усилия к пониманию ситуации, я понял, что моя ставка налога повысилась до 0,5%…
Следствие ли это внезапных изменений в налоговом законодательстве? Да нет же, таких изменений не было. Просто повысилась оценочная стоимость моей квартиры. В БТИ её подняли за год примерно на двадцать процентов. Вся штука в том, что если стоимость квартиры по БТИ (не путать с рыночной стоимостью, там она в десять раз больше) превышает полмиллиона рублей, то в этом случае ваша ставка налога поднимается до 0,5% – а может, и выше, до 2%. Попутно замечу: прежде инвентаризационная стоимость квартиры, с которой начислялся налог, долгое время оставалась на одном уровне.
Всё невероятно просто. Но справедливо ли? С этим вопросом вы попадаете в психологическую ловушку: с одной стороны, вы знаете, что реальная рыночная цена вашего жилья намного выше «бэтэишной». Получается, БТИ вроде как в сговоре с вами – занижая «налогооблагаемую базу» (или как оно там на языке налоговиков называется) и помогая вам «уходить от налогов». Но с другой стороны, действующие ставки налога в применении к рыночной цене были бы просто абсурдны. Да и как её рассчитаешь, эту рыночную цену… Она сегодня одна, а завтра другая… Да и для того, чтобы узнать её, вам надо продать свою квартиру…
Но ведь рыночная цена вашей квартиры растёт, – говорят вам чиновники двух ведомств. – Почему же не должна расти оценочная стоимость БТИ? – И сливаются в творческом экстазе.
Вся беда в том, что эта схема налогообложения регулируется законом РФ от 1991 года «О налогах на имущество физических лиц». И действующие прогрессивные ставки налога были заявлены тогда же.
Статьёй 5-й этого закона установлено, что налоговые органы исчисляют налог на имущество на основании данных о собственниках и об инвентаризационной стоимости имущества, представляемыми регистрационными органами и органами технической инвентаризации.
При этом представительным органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать ставки налога на строения, помещения и сооружения, а также определять дифференциацию ставок в установленных законом пределах от 0,1 до 2%. Просто ужас, какой колоссальный ресурс на местном административном уровне….
Подстава эта прямая и очевидная. А подлость в одном: в том, что не соблюдён принцип соразмерности. И логика этого принципа тоже очевидна: ваша квартира не стала лучше. Она не стала ни больше, ни элитнее, ни комфортабельнее. И вида на море как не было, так и нет. Законодательно введённая прогрессивная налоговая ставка же в мотивационной части утверждает свою социальную направленность. С малоимущих – меньше, с имущих – больше.
Следуя этому принципу, в той же пропорции, в которой БТИ «проиндексировало» стоимость нашего жилья, налоговики должны были поднять ценовую градацию по налоговым ставкам. Повторю для этих двух непонятливых организаций: мы живём в тех же квартирах. Мы не стали богаче – хотя бы и с учётом спекулятивного роста цен на них. Богаче мы станем, только продав наши квартиры, но именно тогда многие из нас и лишатся единственного своего имущества.
Имущественный ценз, положенный в основу прогрессивной ставки этого налога, делит нас по имущественно-квартирному уровню бытия на разные категории. Где первоначально заданные пропорции не сохраняются, если уровень его не приводится в соответствие с реальностью, там и возникают предумышленные и непредумышленные подставы. Чиновник ликует. Налоговое ведомство получает колоссальный приток новых денег и бонусы и уже совершенно не готово лишать себя этого удовольствия. С таким-то прибытком и коррумпироваться чиновнику нет никакой необходимости…
А нам-то с вами что делать, дорогие товарищи подставленные?
Ответ простой: объединяться, вчинять коллективный иск и стоять за свои права до последнего.
Иначе Россия чиновников уничтожит Россию людей.