Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Подстрочник». Продолжение следует?

01 января 2007

ТЕЛЕСОБЫТИЕ

Исповедальный сериал «Подстрочник» (канал «Россия») особый восторг вызвал у либеральной общественности. Подробный, честный, пристрастный, простодушный (даже до саморазоблачительности) рассказ Лилианы Лунгиной для тех, кто не ослеплён гением Троцкого и Чубайса, подтвердил кровную связь нынешних либералов с большевиками. Она в отделённости от остального народа и неуёмном желании переделать мир (не себя, но мир). Я полемизирую, конечно, не с замечательной переводчицей «Карлсона» (умершей в 98-м году), а с теми, кто её рассказ беспрекословно восхищённо и «мудро» интерпретирует.

В книге «Крутой маршрут» Евгения Гинзбург, человек, действительно мудрый, приходит к выводу, что лагерь это – божья кара. Она, как и многочисленные «дети Арбата», жила в коммунистическом раю с соответствующими грёзами и интригами, влюблялась, веселилась, ездила беззаботно отдыхать на Чёрное море… а в это время (многие с 1917-го года) остальная страна голодала, корчилась, харкала кровью революционных экспериментов. И только после немыслимых (особенно для женщины) колымских мук она осознала свою ответственность за принадлежность к большевикам. А значит, за расказачивание по приказу Свердлова и Троцкого, за сотни тысяч тамбовских крестьян, уничтоженных Тухачевским и латышскими стрелками, за кровавую продразвёрстку, за трагические судьбы тех, чьи квартиры на Арбате после революции заняли «комиссары в пыльных шлемах». К сожалению, этого осознания в фильме нет. Возможно, Лилиана Зиновьевна об этом говорила, но в фильм подобные размышления не вошли.

Обаятельная, остроумная женщина замечательно рассказала свою жизнь, но это должны сделать – и телевизионщики обязаны для этого расстараться – тысячи ныне ещё живущих свидетелей эпохи, они дополнят её летопись. Например, моя мама, ровесница Лилианы, часто рассказывает о своей голодной юности; о том, как рано умерла от испанки её мать; как погиб дядя Кузьма, после того как он, церковный староста, стал во главе выступивших против разрушения староверческого храма в Новозыбкове; о рытье траншей на подступах к Москве в 41-м; о тушении зажигалок на крышах; о гибели отца в блокадном Ленинграде; да и о финской войне, когда она, как и другие студентки, приходила в госпиталь ухаживать за тяжелоранеными… Об этом не рассказала студентка ИФЛИ, она не была тогда в полной мере «с моим народом, там, где он к несчастью был». Впрочем, Лилиана Зиновьевна самокритично вспоминает о непонимании друзьями-ифлийцами её бегства в Набережные Челны в самом начале войны. Кстати, мою маму в ИФЛИ «смотрящий» энкаведешник Яша точно бы не пропустил. Как не пропустил бы никого из детей уничтоженных классов: дворян, купцов, духовенства, да и из крестьян (не из кулаков ли?)…

Но тем не менее сериал, повторяю, удивительный. Крайне интересна затронутая в фильме тема большевистских контор «Экспорт-импорт», в одной из которых в Берлине в 20-е работал отец героини. ТВ должно продолжить это исследование, масштабы воровства и предательства в этих конторах сравнимы с преступлениями приватизаторов 90-х. Открытием для меня стало то, что Лунгина была видным членом диссидентского движения, её рассказ о деятельности тех, кто, как потом выяснилось, метил в коммунизм, а попал в Россию, крайне познавателен.

Светла и трогательна часть повествования, посвящённая мужу Лилианы Семёну Лунгину, их «весёлой любви», длившейся 49 лет. Когда инициатор показа Леонид Парфёнов в анонсах к фильму говорит о том, что после «страшного русского XX века» останется только культура, то он, я полагаю, ошибается. Не только культура, останется и любовь, которая, думаю, покорила всех слушателей монолога…

Неожиданная, даже мистическая удача сериала и всей семьи Лунгиных – нянька Матрёна. Эта малограмотная крестьянка, беззаветно служившая семье, на тех фото, что нам показали в фильме, удивительно похожа на Григория Распутина (Семён Лунгин потом написал о нём сценарий «Агонии») и… на Петра Мамонова, который впоследствии стал альтерэго Павла Лунгина. Рассказ же о похоронах Матрёны в её родной деревне, организованных вынянченным ею, уже взрослым Пашей, – повествовательный шедевр, исполненный нежности и вместе с тем неразгаданности тайны этой простой русской тётки, в конце сериала ставшей чуть ли не главной его героиней. Уверен: не было бы Матрёны, не было бы «Острова». Жаль, что ни она, ни Лилиана Зиновьевна до него не дожили…
Удача «Подстрочника» говорит о необходимости его продолжения с новыми героями (необязательно диссидентами-эмигрантами). Хорошо бы услышать исповедь яркого человека не с арбатскими, а скажем, с иркутскими корнями. Хватит ли для такого подвига нашему ТВ смелости – обыкновенной, человеческой, а не той интеллектуальной, о которой много говорилось в сериале, приводящей подчас к Гражданской войне и ваучерной приватизации?

Александр КОНДРАШОВ

Код для вставки в блог или livejournal.com:

«Подстрочник». Продолжение следует?

Исповедальный сериал «Подстрочник» (канал «Россия») особый восторг вызвал у либеральной общественности. Подробный, честный, пристрастный, простодушный (даже до саморазоблачительности) рассказ Лилианы Лунгиной для тех, кто не ослеплён гением Троцкого и Чубайса, подтвердил кровную связь нынешних либералов с большевиками.

2009-07-18 / Александр КОНДРАШОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS