Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Подвиг Модильяни

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Продолжается первая ретроспектива великого итальянского художника в России

Кажется, весь мир участвует в этой замечательной выставке – огромный список музеев, городов, частных собраний, представивших холсты, графику, скульптуру, документы для экспозиции, посвящённой Амедео Модильяни, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Что тут ещё скажешь? Честь и хвала Ирине Антоновой! Без её уникальнейшего авторитета подобное было бы невозможно.
ИТАР-ТАССВ российских собраниях Модильяни практически нет. Но те, кто любит Анну Ахматову (впрочем, кто у нас её не любит?), давно знают и это имя, и историю «нежной дружбы» безвестного художника из Италии и юной поэтессы, оказавшейся в Париже в начале века. Свидетельством этой встречи двух незаурядных личностей стало множество рисунков Модильяни, изображающих Ахматову. Два из них представлены на выставке. Поражаешься прежде всего провидческому взгляду художника и затем – чистоте его воображения. «Обнажённость» героини горделива и по-египетски барельефна. В рисунках и красота, и величие, и эксцентричность, и детская гибкость, переданные безошибочной карандашной линией и изысканной штриховкой.
А рядом, кругом – что за фантастическая магия лиц, выражений, поз! Что за колдовство сияющей человеческой кожи на всегда более темном контрастном фоне.
Художник, еврей из Италии, красавец с головой Антиноя, заставший в Париже расцвет авангарда, отказался играть в эти игры. «Крутой», говоря сегодняшним языком, манифест итальянского футуризма подписывать не захотел. Не присоединился и к другим радикальным художественным течениям со звучными названиями. Не удивлять новейшими чудовищными деформациями и расподоблением человеческих тел и лиц, а остаться верным высоким заветам итальянского Возрождения – человеческой телесности, лицу, земной любви – так можно определить выбранный им для себя путь.
И вот он – подвиг Модильяни и одновременно исток его «непризнания» не только в кругу покупателей, «тонких ценителей» живописи, но и среди друзей-художников, часто оказывавшихся на поверку временем величинами мнимыми. Но и великих, равных ему по масштабу личности и дарования в том числе. Известно, что Пабло Пикассо «записал» один из холстов Модильяни.
А кстати, лицо самого Пикассо на портрете работы Модильяни напоминает зловещую маску и лишено того магического свечения, которым художник наделяет лица других своих персонажей.
Но была и удивительная новизна, неслыханная свобода, новая певучесть и обобщённость в изображении того, что художник любил: прекрасных человеческих ликов, мужских, но чаще женских – и одухотворённых обнажённых женских тел. Уходя корнями в Древний Египет, в фаюмский портрет, в искусство итальянского Возрождения, в особенности Боттичелли, Модильяни нашел свой особый язык, свой особенный стиль, одновременно утонченно-изысканный, но вместе «нелепый», даже чуть гротескный, однако неизменно исполненный величайшего внимания и любви ко всему человеческому. Есть «приметы» стиля художника: длинные шеи, чуть наклонённые женские головы, бездонные глаза без зрачков, удлинённые фигуры, всегда очень свободно и изящно вписанные в пространство холста. Но каждое лицо несёт свою загадку, свою тайную задумчивость, тревогу, смятение, насмешку, озорство, восхищение, обиду – да всех оттенков и не перечислишь! Такого богатства нюансов в изображении человеческой души среди его современников нет, пожалуй, ни у кого. Причём нюансов эфемерных, странных, парадоксальных, неуловимых, читаемых не интеллектом, а интуицией, подкоркой, подсознанием, нервами, кожей, пальцами рук, держащими кисть и карандаш…
Нет и такого моря любви в эпоху между двумя разрушительнейшими войнами, гибели идеалов, вакханалии насилия. Может быть, только Марк Шагал в этом ему не уступает. И наш Тышлер – такой же чудак.
Модильяни, Моди, как его называли близкие, не любил писать автопортреты. Но на позднем, написанном за год до смерти (а он умер в 36 лет, лишь немного недобрав до пушкинского срока), он изобразил себя с палитрой в руке и с лицом, на котором печать мистического просветления. Голова откинута, глаза устремлены внутрь собственной души, а золотистый фон интерьера вторит излучению лица. Художник – волшебник, провидец, наивное и несносное дитя, столкнувшись со злом мира, отвечает ему добром, красотой и поэзией. Бесконечным излучением любви. 

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

Выставка «Встреча с Модильяни» заканчивает свою работу 17 июня.

Обсудить в группе Telegram

Вера Чайковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS