Недалеко от Садового кольца, на улице, которая раньше называлась 1-й Мещанской, а ныне проспект Мира, стоит небольшой старинный дом в стиле «модерн», с замысловатой крышей и удивительными окнами. В начале 20-х годов минувшего века в нём бывали видные деятели культуры и искусства того времени, которое потом назвали Серебряным веком. Теперь здесь – музей. Его экспозиция основана на рукописных, книжных и изобразительных фондах Государственного литературного музея, включающих библиотеку, собрание живописи и графики, рукописи и воспоминания поэта, писателя, критика и переводчика Валерия Брюсова, который жил в этом доме с 1910 года и вплоть до своей кончины в 1924-м.
Этот музей как государственный прописался здесь в 1987 году. До этого он работал «на общественных началах». После реставрации дома на первом этаже был восстановлен мемориальный кабинет Брюсова, где воссоздана прежняя обстановка с книгами, картинами и мебелью, а в залах второго этажа разместилась экспозиция «Литература Серебряного века».
Когда мы говорим о том периоде, связанном с творчеством символистов и декадентов, в памяти прежде всего возникают стихи Валерия Брюсова: в начале ХХ века он был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. Считая себя вождём русского декадентства, Брюсов в 90-х годах XIX века пытался создать оригинальную поэтику, свою собственную систему эстетических средств. Горький писал о нём: «Это самый культурный писатель на Руси. Лучшей похвалы не знаю. Это искренно».
Впечатляет уникальная библиотека Брюсова. Находясь в музее, легко представить, как хозяин берёт книгу с золочёным корешком, открывает, кладёт её на небольшой столик, где стоит маленькая, как будто детская, пишущая машинка. Или вот он пишет, стоя у огороженной резными балясинками конторки, рядом старинные шкафы с каталогами. Или читает стихи: затихли гости, у стены – диван, обтянутый полосатым штофом, на котором сидят дамы и зачарованно слушают поэта.
Безусловный интерес представляют картины, гравюры и рисунки, которые занимают все стены мемориального кабинета. Входишь в него – и сразу видишь известный портрет работы Врубеля: смуглый брюнет с крутыми скулами, жгучие глаза, сложенные на груди руки. Полотна Кустодиева, Серова, Сомова, Борисова-Мусатова, Бакста, Лансере, Бенуа…
А вот известный портрет Леонида Андреева работы Серова. Но это уже зал, отведённый под Серебряный век, который дал миру изящной словесности такие имена, как Блок, Белый, Бальмонт, Северянин, Гиппиус. И, конечно, трудно говорить об этих двух частях экспозиции по отдельности: ведь знаменитости, чьи имена можно долго называть, в своей творческой жизни были самым тесным образом связаны с хозяином дома, в стенах которого они встречались, были его друзьями, соперниками, коллегами, последователями. А многие молодые литераторы – Гумилёв, Волошин, Ремизов, Эренбург, Чуковский и другие – считали его своим учителем.
В залах второго этажа размещена и экспозиция «Пушкин и Серебряный век русской литературы», где можно видеть факсимильные издания Пушкина, которые были недоступны ранее исследователям, и книги о Пушкине, принадлежавшие перу литераторов Серебряного века: Мережковского, Анненского, Вл. Соловьёва. Самим Брюсовым творчеству поэта посвящены 82 печатных работы. Он так и писал: «Мой герой – Пушкин».
В экспозиции богато представлены первые издания книг и журнальные публикации как самого Брюсова, так и других авторов, их фотографии, афиши выступлений, диспутов, рукописи стихов, записки, дарственные надписи на фотопортретах – словом, всё то, что раскрывает красочную палитру эпохи, создаёт её таинственную атмосферу. И всюду живописные и скульптурные портреты современников Брюсова. На стене под стеклом одна из многих замысловато оформленных афиш – «17 мая 1907 г. Политехнический музей, лекция «Шарль Бодлер и его «Цветы зла». В. Брюсов и А. Белый прочтут свои переводы Бодлера». Или другая – «Торжественное заседание.
25 лет деятельности почётного академика Бунина». А вот интересная фотография 23-летнего Брюсова: совсем юное лицо, наискосок надпись: «Неизвестный, осмеянный, странный!..» август 96 г. Кисловодск». Да, именно таким считали поэта в те годы, когда вышли его первые эксцентричные книги стихов с броскими названиями – «Шедевры» и «Это – я», вызвавшие дружное неприятие критики.
Поэт, воспевавший принципы «чистого искусства», поборник теории искусства для искусства, презирающий современность, писавший, обращаясь к новой революционной власти: «Ломать – я буду с вами! Строить – нет!», он в 1920 году вступает в коммунистическую партию большевиков – ВКП(б). И всё это один и тот же человек – Валерий Брюсов.
Он был не только талантливый поэт, мыслитель, но и великий труженик. В стихотворении из цикла «Прозрения» (1899 г.) Брюсов чётко декларирует своё понимание жизненного предназначения:
…Жизнь не в счастье, жизнь в искании,
Цель не здесь – вдали всегда.
Славьте, славьте неустаннее
Подвиг мысли и труда.
Фото
Адрес музея: Москва, проспект Мира, 30
Интернет: www.museum.ru/M1945
Телефон: (495)680-43-70