Русский ковчег
Два документальных фильма, которые удалось посмотреть недавно: «Жёсткая посадка» (режиссёр Валерий Панкратов, Первый канал) и «Русский заповедник» (Валерий Тимощенко, «Россия Культура») – являются для меня прообразом того телевидения, которого сейчас почти нет, но которое должно быть. У нас смакуются несчастья, пережёвываются сплетни из жизни звёзд и извращенцев, о жителях настоящей России, тех, кого на НТВ недавно прозвали «замкадышами», – либо плохо, либо ничего, а если вдруг случается что-то героическое, прекрасное, то оно с трудом, да и то далеко не всегда находит тропинку к экрану.
В первом фильме без модных телеприбамбасов, но честно и с несвойственным нашему ТВ участием рассказывается о подвиге экипажа Ту-154, совершившего жёсткую посадку в неприспособленной для больших самолётов Ижме. Мы видим и слышим потрясённых пассажиров, лётчиков Евгения Новосёлова и Андрея Ламанова, работника заброшенного аэродрома Сергея Сотникова, долгие годы очищавшего от ивняка взлётно-посадочную полосу заброшенного аэропорта, с нами говорят герои, которые себя героями-то и не чувствуют…
Простые люди, честные, не скурвившиеся, самоотверженные, которые в России есть, а на телеэкране? А если бы лётчики не были бы представлены к званию Героя, стали бы делать о них документальный фильм? А будет ли продолжено расследование причин сбоя в системе электроснабжения «тушки», чуть не приведшего к трагедии? Скорее всего, он произошёл из-за того, что ремонтники по заведённой подлой традиции пользуются контрафактными деталями. Люди чуть не погибли, потому что для кого-то главное – деньги любой ценой. И ещё, а делается ли фильм о пареньке из Бурятии, спасшем ценой своей жизни экипаж военного корабля?..
Документальный фильм «Русский заповедник», получивший множество призов на международных кинофестивалях, хочется назвать художественным, настолько живы, необычны его герои и способ кинорассказа. «Один день из жизни сельского священника Виктора Салтыкова, живущего в деревне Жарки Юрьевецкого района Ивановской области. Сенокос, заботы о прихожанах, которым батюшка развозит газ, беседы о коровах и пчёлах – всё это становится живой проповедью и подвигом. Русский заповедник – это место, в котором живёт человеческая душа, неравнодушная, способная отогреть, подтолкнуть и наполнить жизнь смыслом». Эти точные слова из телеанонса хочется дополнить благодарностью создателям фильма – они сумели кинематографическими средствами «описать житие» современного Ноя и обитателей его ковчега. И сделали это эмоционально, неожиданно, современно. Неспешное повествование затягивает, завораживает и погружает в несвоевременные мысли, совсем не соответствующие нынешним модернизационным трендам. Речь идёт не только о спасении души, но и о спасении заброшенных пашен и брошенного народа. Где-то далеко Москва, Сколково, Ксения Собчак, а здесь – поросшие чертополохом поля, исчезнувшие деревни, пустыри, немногие не уехавшие мужики и бабы… и пастырь, который строит для них ковчег. Действительно, русский Ной, философ, пророк, живущий в гармонии с природой и в конфликте с идолами гедонизма… Краснодарский режиссёр Тимощенко (он же оператор и сценарист фильма) следует всюду за своим былинным персонажем. То он верхом, как Илья Муромец, скачет полем на лошади или за рулём автомобиля по просёлочной дороге, а вот – на покосе, или среди строителей храма, или освобождает медовые соты от пчёл-бездельниц (и у них такое бывает), а вот в озере глубоко под водой… Удивительная рифма с рассказами батюшки о ковчеге. Мы видим подводное царство, в котором плывёт с открытыми глазами бородатый пастырь, волосы его, как водоросли, вьются, он здесь, как у себя дома, и огромный сом, ворочая усищами, выплывает к нему из-под коряги… Камера смотрит на мир с озёрного дна через водяные цветы, на бегающих по озёрной глади водомерок, на листву склонившихся к озеру деревьев, а через них – на небо, на свет божий…
Замечательно венчает фильм картина освящения батюшкой родника, к которому спускаются люди, и их приходит сюда очень много, и лица у них просветлённые, и это наш народ, а не какие-то стыдные телеприживалы… Так духоподъёмно и хотелось завершить заметку, но, как нарочно, ящик одарил ещё одним неожиданным сюжетом.
Казак-миллиардер
Олигархов у нас по телевизору показывают редко: кто проштрафится, того и покажут в светских новостях. Расскажут про американский клуб стиляги Прохорова и его последнюю игрушку «прохоромобиль»; про то, что Абрамович расстался с женой, родил Аарона и уволил тренера «Челси». В «Познере» побывали Вексельберг и Лисин, но это были полупарадные интервью, в которых компрадоры, как иногда называют олигархов те, кто ещё не прошёл процедуру десталинизации, представали исключительно добрыми интеллигентными людьми с одним только недостатком: слишком уж они добрые и интеллигентные. Однако живого олигарха, так чтобы не только без галстука, но и без понтов, нам особенно не показывали, разве что в кино Владимир Машков сыграл Платона типа Еленина, но там как раз были сплошные демократические понты. Кстати, Березовского, шныряющего и строящего козни по всему периметру, показывают часто, но это, видимо, для острастки, чтобы другим не повадно было; юкосовских сидельцев на экране можно увидеть редко, потому что, когда показывали часто, вставал простонародный вопрос: а почему не за решёткой все остальные олигархи – а отвечать, дескать, тогда производство остановится, в верхах устали… И вот, видимо, оттуда поступил-таки долгожданный заказ на создание положительного образа «строителя капитализма» – народ, посчитали, то ли созрел, то ли от рук отбиваться начал – надо модернизировать его сознание.
В анонсах энтэвэшного олигархического цикла ведущий Алексей Пивоваров льстиво проговаривается: «Честно признаться, я ожидал увидеть «акул капитализма»: закрытых, жёстких и настороженных собеседников, нерасположенных к откровенности, готовых говорить только ледяным языком бизнеса – «ничего личного». Я глубоко ошибся: каждый из наших героев оказался очень обаятельным и адекватным человеком. Я бы назвал «Капитал. ru» автопортретом крупного российского бизнеса, написанным с откровенностью и самоиронией».
Первой «обаятельной и адекватной» «акулой капитализма» стал Олег Дерипаска, необаятельным и неадекватным оказался ведущий, но вначале о герое, о котором мы мало чего знали хорошего. Ну олигарх, ну из ельцинской «семьи», за алюминий с какими-то тёмными братьями бодался, «Норильскникель» с Потаниным никак не поделит; да, в Пикалёве чуть не умыкнул премьерскую ручку, но, к всеобщему удовольствию, вынужден был её с позором вернуть; ну улыбка на лице его какая-то странная гуляет, брезгливо отрешённая, почти как у его бывшего компаньона Романа Аркадьевича…
Фильмик получился крайне традиционным, линейным (шаг вправо, шаг влево?), низкопоклонским, никаких телевизионных штук Пивоваров себе здесь не позволил. Без иронии пришлось обойтись – это вам не почившего маршала Жукова мочить, тут и огрести можно. Вот места трудовой славы героя (Сибирь, Кубань, Гонконг…) и крайне корректные вопросы (неудобный только один – про Пикалёво, но его нельзя было не задать), в остальном либеральный разоблачитель не покушался ни на что, почтительно слушал и «восхишшался». Действительно, многое из рассказанного поразило. Миллиардер – кубанский казак из Усть-Лабинска, служил в армии, дослужился до старшего сержанта, чем гордится, окончил физфак МГУ, там же начал заниматься бизнесом, но о первом миллионе ничего рассказывать не стал, видимо, из скромности – признался только, что был брокером. Удивил тем, что дети его учатся в Москве. «Как же так, у всех же за рубежом? – подольстился Пивоваров. – Нет, мои в Москве, и сын в армии будет служить!» – отрезал по-военному герой. Пивоваров не поверил, я, кстати, тоже усомнился – многое измениться может, покуда детки подрастут, но намерение радует… Ехали по Краснодарскому краю, и тут, как про Карабаса-Барабаса, все земли (справа, слева) его, Дерипаски. Он возродил колхозы – тут Пивоваров демократически поперхнулся, но когда герой сказал, что одна беда – воруют и воровство это идёт от советских времён, вернулся в себя. В Усть-Лабинске построил огромный храм, а на родном хуторе, где упокоилась бабушка, часовню, уменьшенную копию храма Покрова на Нерли. Рассказал про то, как в школе они галстуками связали пионервожатую, сказавшую что-то оскорбившее казачков, как совсем юным он стал гендиректором алюминиевого комбината, как отбивался от бандитов, как нехорошо недавно получилось в Норильске, когда компаньоны для его самолёта аэропорт закрыли, пришлось прибыть вместе с премьером и разбираться… Про принадлежащий ему автопром (бренд «Волга» терять нельзя, и газели его ого-го), авиапром, строительство аэродромов, про всю его огромную производственную империю… в общем, человек не на трубе поднялся, а на реальном секторе, что очень к нему привлекает. О перекрывавших трассу в Пикалёве говорил с неприязнью, дескать, если нет работы, что стоило переехать в Тихвин? Этим подпортил впечатление, но финал был шикарным – разудалый казачий праздник в Усть-Лабинске, герой скромно в тени, а на сцене – песни, пляски и московский гость (дорогой Никита Сергеевич!), на которого надевают бурку с папахой – лепота.
Впервые на ТВ было рассказано о бизнесмене, по влиянию на народную жизнь значительно превосходящем многих губернаторов и министров, вместе взятых. Это хорошо, а сугубая недоработка Пивоварова заключается в том, что так и осталось непонятным, что за человек его герой? Новый феодал, надежда России, пиарящийся эксплуататор, пример для подражания, двигатель прогресса?.. Хочется, чтобы последнее, но вот беда, несчастные мужички из «Русского заповедника», не говоря уже об их пастыре, смотрелись на экране куда, более счастливыми, чем владелец «заводов, газет, пароходов»…
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Подвижники и олигархиДва документальных фильма, которые удалось посмотреть недавно: «Жёсткая посадка» (режиссёр Валерий Панкратов, Первый канал) и «Русский заповедник» (Валерий Тимощенко, «Россия Культура») – являются для меня прообразом того телевидения, которого сейчас почти нет, но которое должно быть. |
КОД ССЫЛКИ: |