По следам юрмальских музыкантов
В сентябре в Юрмале бархатный сезон. Но не сочинский. Купание окончено. Не дефилируют по Йомас – главной улице курорта, где в XX веке демонстрировали новейшие наряды и знакомились. Дачники покидают летние особняки. Приезжих нет. Лишь изредка доносятся звуки из летнего концертного зала «Дзинтари». Музыкальный сезон тоже закрывается…
Последние восемь лет разгар музыкального сезона приходится здесь на июль.
Композиторский альянс Раймонда Паулса и Игоря Крутого возрождает самый модный в советское время и престижный для молодых исполнителей песенный конкурс «Юрмала», приобретший название «Новая волна» и прямой эфир на канале «Россия». Как ни упорствовали педанты из латвийской госслужбы по соблюдению национальных языковых требований, русское название конкурса закрепилось, а штрафы за проведение его на русском языке не представили угрозы для бюджета шоу. Из уважения к хозяевам ведущие приветствуют зрителей на двух языках. Тем более что зрители – специфические.
В модернизированном дорогом концертном зале под соснами – ВИП-персоны: из сейма и министерств Латвии и многочисленные бизнесмены – русскоязычные, с жёнами и любовницами. Ни рядовых курортников, ни врачей с учителями – им не по карману. Центральные ряды – у московского бомонда: жюри с неменяющимся составом шоу-бизнеса, а также официальные лица из Москвы. В этом году шоу привязали к спортивным победам России, поэтому в зале были хоккеисты В. Третьяк и П. Буре, там же – господин Кожин от президентской администрации и кутюрье Юдашкин от мира моды. В общем, все свои.
Послы России и Белоруссии (конкурс-то международный) для порядка поприветствовали публику. И пошла гулять Россия в лице обнажённо-грудастой Леры, «сладкоречивой» К. Собчак и двоих приблудных мальчуганов – ведущих так называемого международного конкурса. В восьмой раз юрмальский берег озарили фейерверки российского «интервидения». Постсоветские братья – казах, украинцы, белорус, грузины – приехали посмотреть Европу, а посланцы Запада – итальянец, финка, канадка, израильтянин – из любопытства. Попели, попили, позагорали. Томная Лера неслучайно помечтала со сцены: «Как хорошо купить в Юрмале дачу!» А распавшиеся пары российских канареек (Николаев–Королёва, Пугачёва–Киркоров) в очередной раз продемонстрировали чувства утраты и поёрничали. Приглашённая за убойный гонорар оперная дива Е. Образцова не подняла рейтинг телефестиваля. Специфическая публика удовлетворялась оплаченным ею зрелищем. И только Лана Паула (супруга Раймонда Паулса) наблюдала за происходящим на сцене пристально и недовольно. Кто знает, о чём думала строгая одесситка с латышской сдержанностью. Быть может, о том, что конкурса молодых исполнителей как такового нет. А может быть, о необходимости народного диалога российской и латвийской культур, который подменён китчем эстрадного шоу для латвийских коммерсантов. Неслучайно ведь Лера заикнулась о даче. В самых живописных районах Риги – в Межапарке, в Балтэзерсе, а также в Юрмале – прочно обосновались московские капиталисты, завладев особняками и латвийской землёй. Именно для них композитор Крутой устраивает шоу «Новая волна», привлекая латвийско-российский музыкальный бренд по имени Раймонд Паулс.
Несколько лет назад в интервью журналу «Балтийский курс» маэстро сказал: «Рыночной экономике неинтересна государственная принадлежность. Важно то, что ты можешь продать. Для меня этот вопрос уже неактуален, а для тех, кто хочет зарабатывать музыкой, это очень важно». Постсоветская молодёжь привозит на музыкальный рынок в Юрмалу свои голоса и песни. Чтобы развлечь богатых русских обывателей. За восемь лет «Новая волна» никого не вывела в жизнь, как когда-то «Юрмала». Тусовка московского шоу-бизнеса на Рижском взморье обрела особую пошлость, поскольку срослась с политикой.
Принято считать, что напряжённость в межгосударственных отношениях помогает снимать культура – первый посол доброй воли. Бывший министр культуры и советник президента Латвии Р. Паулс взялся за актуальную, но не свойственную ему тему. Можно ли укрепить политические отношения государств посредством Ксюши, Леры, Галкина и прочих?
Телевизионный российский бизнес-проект фактически решает три задачи. Первая: даёт доход юрмальским гостиницам и ресторанам в течение недели. Ведь объём въездного туризма в Латвии упал в сотню раз в сравнении с советским периодом. С нетерпением ждут июля владельцы юрмальских служб сервиса. И не только: даже в мекке национального туризма – в Сигулде и Цесисе – в этом августе некоторые гостиницы были закрыты на ключ.
Вторая: телевизионный конкурс рекламирует Латвию и её курорт.
Третья: производит культурный отъём денег у процветающих в Латвии русскоязычных коммерсантов.
Аренда Юрмалы под «укрепление добрососедства» стала предметом забот и российского юмористического десанта. Каждое лето «Аншлаг» оккупирует взморье, собирая в зале уже не крупный, а малый русскоязычный бизнес – дилеров и менеджеров среднего звена, предпочитающих юмор ниже пояса.
В 1990-е российский шоу-бизнес влекли в Ригу и Юрмалу деньги – дорогой лат, а значит, высокая рентабельность концертов. Сегодня зажравшейся попсе нужны изысканные удовольствия. Всё продаётся и всё покупается, справедливо заметил Р. Паулс.
Межгосударственное добрососедство не построишь с помощью посольских речей, привязанных к вульгарному шоу. Улучшению их могли бы служить качественные телепередачи. Отмена с 1998 года прямой трансляции ведущих российских телеканалов (самых смотрибельных в Балтии) не работала на укрепление дружбы. Потеря госмонополии над телевидением в Латвии, Литве, Эстонии и овладение ведущими телеканалами этих стран шведским и норвежским медийными концернами также затрудняют межгосударственный диалог. И тем не менее в Балтии, и в Латвии в первую очередь, остались телевизионщики – продолжатели честной документалистики Юриса Подниекса, в своё время всколыхнувшего наше сознание фильмами «Мы» и «Легко ли быть молодым»?».
Кооперация балтийских и российских теледокументалистов и показ реальных людей с их чувствами, мыслями, интересами куда полезней в политическом аспекте, чем июльские акции телевизионного шоу-бизнеса на Рижском взморье. Здравомыслящие латыши и русские говорят о «Новой волне» на разных языках в один голос: «С жиру бесятся».