Он прожил всего чуть более 25 лет. Но как насыщенно, талантливо и плодотворно надо было прожить их, чтобы и через 120 лет не только Беларусь, но и многие страны мира отмечали его юбилей! Даже самые возвышенные слова не могут объяснить того, что произошло. Поэт чистой красы? Да. Классик белорусской литературы? Безусловно. Основатель многих жанров белорусской поэзии? Конечно. Таких вопросов, ответы на которые будут восхищённо-утверждающими, множество. Но гениальность – секрет, не поддающийся никаким уточнениям. Даже самым бесспорным. А истинный поэт вообще не вмещается ни в какие представления о нём. Вот и Богданович стал синонимом поэта чистой красы. Но он выше, глубже, шире и поэтичнее этого вроде бы привычного определения. Стихи его не стыдятся, казалось бы, не очень эстетичных тем, они пронзительно, мудро, гневно публицистичны. Ему не было и 17 лет, когда в стихотворении «Мои песни» он предугадал едва ли не основной поэтический нерв своей поэзии – её народность. «А как вспомню я родную сторону, я припомню её бедность и нуду…» И почти тогда же написано классическое «Из песен белорусского мужика». Ни словом не сфальшивил восемнадцатилетний поэт, говоря от имени измождённого жизнью селянина, готового к смерти, но гордо знающего, что «не придётся ему и под землёй чёрных рук своих стыдиться…». А рядом – известные всем со школьных лет строки: «Я хлеба себе у богатых просил, – они же мне камни давали. И эти каменья меж ними и мной стеною огромною встали…» А потом: «Что будет, как дрогнет, как рухнет она? Кого под собой похоронит?» Эта же народная тональность в стихах «Над могилой мужика», «В поле дождь и холод… Мгла…», «Народ, Белорусский народ!», «Эмигрантская песня». Побудительные мотивы его стихов – в мифологии, истории, в строках гениальных поэтов разных стран. И не только в белорусских, но в русских, украинских, скандинавских, испанских, сербских песнях.
Родился Максим Адамович Богданович 27 ноября (по старому стилю) 1891 года в Минске. Отец – Адам Юрьевич, белорусский учёный-этнограф, историк, известный ещё и своими дружескими отношениями с Максимом Горьким. Таких тогда называли «крестьянскими сыновьями», или интеллигентами из народа. Вот откуда сам воздух устного народного творчества, которым дышал с младенчества будущий поэт. Именно фольклор приобщал его к поэзии, подсказывал, воодушевлял… А учился Максим в гимназии Нижнего Новгорода – в русской языковой культуре. Впрочем, надо ли пересказывать биографические сведения?.. И то, что он был исключён из гимназии за участие в демонстрациях, что продолжал учёбу в Ярославле, куда был переведён на работу отец…
Только в 1911 году поэт во время летних каникул навестил Беларусь. И было близкое знакомство с Янкой Купалой, Якубом Коласом, Тёткой (Алоизой Пашкевич), Сергеем Полуяном… Тогда же состоялось приобщение к тем истокам, которые предопределили смысл всей его короткой жизни. Нет, не всё в ней было таким, как хотелось. Учёба в Ярославском юридическом лицее – вопреки мечтам учиться в Петербургском университете, чтобы специализироваться на кафедре белорусской литературы, истории и этнографии. Кстати, именно туда и приглашал его академик Шахматов. Другие не лучшие обстоятельства жизни… Но ведь почти всегда именно житейские трудности поэта неисповедимо помогают истинности его стихов. Или это только утешение? Тем не менее Максим Богданович предопределил не только то, что есть, но и то, что будет в белорусской поэзии.
В 1916 году он возвращается в Минск. Всё могло быть иначе – в полном соответствии с духовным ощущением Родины. Но безжалостная болезнь – туберкулёз – и преждевременная смерть. Умер поэт 25 мая 1917 года. Похоронен на городском кладбище в Ялте.
Максиму Богдановичу было 16 лет, когда в газете «Наша ніва» появилось его первое стихотворение «Музыка». В 1913-м увидел свет его единственный прижизненный сборник поэтических произведений «Венок». Поэт не ошибся в своих самых сокровенных надеждах. Книга, вышедшая в вильнюсской типографии почти одновременно со «Свирелью», «Сном на кургане» и «Павлинкой» Янки Купалы, «Песней скорби» Якуба Коласа, с произведениями Янки Лучины, не просто не затерялась, но уже тогда обратила на себя внимание поэзией чистой красы, стала классикой.
Поэт не только предопределил, но и показал пример того, как может звучать белорусское слово в самых разных поэтически-жанровых проявлениях. А это сонеты, романсы, триолеты. А ещё рондо, октавы, терцины… Он авторизованно перевёл некоторые стихи Горация, Овидия, Пушкина, Шиллера, Гейне, Верлена и других всемирно известных поэтов. Благодаря ему впервые на белорусском языке зазвучали песни многих народов. Максим Богданович оставил нам в наследство и рассказы, прозаические этюды, публицистические и критико-библиографические произведения. Он был народным поэтом по всей своей жизненной сути. Патриотическим убеждением остались строки:
Беларусь, твой народ дождётся
Золотистого, ясного дня.
И его надежды сбылись. Беларусь чтит своего великого певца.
Во время «горячей телефонной линии» министр культуры Беларуси Павел Латушко рассказал, что в канун юбилея поэта завершается работа «Белорусского видеоцентра» над документальным фильмом «Максим Богданович. Звёздный путь». Белорусский фонд культуры подготовил презентационное издание из трёх отдельных книг, в каждой из которых одно стихотворение Богдановича («Погоня», «Слуцкие ткачихи», «Звезда Венера») на языке оригинала и в переводе на десять иностранных. Издательство «Мастацкая літаратура» выпустила факсимильное издание «Венка» – единственного прижизненного сборника поэта. В популярной серии «Жизнь знаменитых людей Беларуси» выходит книга «Максим Богданович. Певец чистой красы». В этом же издательстве – повесть Алеся Мартиновича «Свети, звезда, свети». Осуществляется выпуск уникальной энциклопедии, посвящённой жизни и творчеству поэта. Составителем интригующей книги «Максим Богданович: известный и неизвестный» стал Тихон Чернякевич. В будущем году предполагается установить памятник поэту в Гродно – в парке рядом с домом, где жила его семья… Но главное – уже и сегодня мы ощущаем, что его стихи стали самим воздухом нашей духовной жизни.