В Российском центре науки и культуры испанской столицы на днях открылась выставка «Поэт и музы», посвящённая женщинам, которыми Пушкин был увлечён и которым посвятил свои лучшие стихи о любви. Музей предложил вниманию испанской публики галерею портретов современниц А.С. Пушкина – женщин, без которых невозможно представить жизнь поэта и понять его творчество.
Зимой 1829–1830 годов, уже собираясь жениться на Наталье Гончаровой, Пушкин составил признательный список женщин, которых любил в былые годы. Он состоял из двух частей. В первую половину поэт записал имена тех, кто внушал поэту серьёзные чувства. Во вторую – героинь более лёгких и поверхностных увлечений. Правда, по мнению исследователей жизни и творческого наследия Пушкина, его собственный «донжуанский список», составленный поэтом шутя и в дружеском кругу, был далеко не полным. Поэтому на свою тематическую выставку музей предложил также портреты женщин, которые в разное время вдохновляли поэта, но остались малоизвестными, а также тех, кого с поэтом связывали просто добрые дружеские отношения.
В состав экспозиции вошли работы художников первой трети XIX века и рисунки самого Пушкина. Выставку сопровождают краткие аннотации и пушкинские строки, которые помогают лучше понять личность изображённых и характер их отношений с Пушкиным.
В разные периоды жизни поэта его музами были и юные девушки, и зрелые дамы, и провинциальные барышни, и светские львицы. Публика на мадридской выставке увидит портреты Екатерины Бакуниной и Натальи Кочубей, в которых Пушкин был влюблён во время учёбы в Царскосельском лицее; княгини Голицыной, салон которой выпускник лицея, погрузившись в водоворот столичных развлечений, посещал в Петербурге; знаменитых актрис того времени – Екатерины Семёновой, Авдотьи Истоминой, Александры Колосовой, красота и талант которых вызывали восторг поэта.
В 1820 году за вольнолюбивые стихи Пушкин был удалён из Петербурга на юг России, и с семейством прославленного генерала Николая Раевского он совершил путешествие по Крыму и Кавказу. В эти годы поэт пережил несколько сильных увлечений: дочерью генерала Марией Раевской, женой богатого одесского коммерсанта Амалией Ризнич, супругой новороссийского генерал-губернатора Елизаветой Воронцовой. Они стали адресатами многих его стихотворений, и рассказы о них, конечно, представлены на выставке.
В 1824 году Пушкин был отправлен в новую ссылку – родовое имение Пушкиных, село Михайловское Псковской губернии. Живя там, поэт был частым гостем соседнего имения Тригорское. Тригорские помещицы – молодые женщины и девицы – кокетничали с Пушкиным. Некоторые серьёзно увлекались им. Сам же он, по обыкновению своему, влюблялся во всех понемногу. Этот период жизни Пушкина выставка отметила портретами Анны Вульф, тригорской барышни, безответно влюблённой в Пушкина, и гостившей в имении Анны Керн, к которой, по легенде, и было обращено стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
В 1826 году Пушкин был возвращён из ссылки новым царём, Николаем I. Поэт приехал в Москву во время коронационных торжеств. В это время он находился в зените своей славы, и москвичи устроили ему восторженный приём. На выставке представлен портрет хозяйки самого известного в Москве литературно-музыкального салона Зинаиды Волконской, певицы-любительницы Екатерины Луниной, известной московской красавицы Александры Алябьевой, которых Пушкин упоминал в своих стихах и письмах.
Вероника Кирсанова
Дж. Хейтер. Графиня Е.К. Воронцова. Холст, масло. 1832. Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина