Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 апреля 2025 г.
Литература

Поэт остаётся в песнях

К 5-ой годовщине смерти Александра Хабарова (1954 – 2020)

28 апреля 2025

Мешая земное и бессмертное, писал «Из жизни ангелов»:


Ты мне досталась по ленд-лизу

Во время Третьей мировой.

Ты помнишь, шёл я по карнизу

Над обожжённой мостовой,

А ты летела в платье белом,

Разбив оконце чердака,

Но овладела смертным телом

Моя бессмертная рука.


Лёгкое стремительное счастья наполняло иные созвучия Александра Хабарова: будто не было лет заключения, смен низовых работ потом.

Поэт работал истопником, но это проходя, Хабаров не боялся жизни, вторгаясь в разные её области: был преподавателем, репортёром, обозревателем; всё вместить, всё успеть.

Мы познакомились в котельной,

где я служил как истопник,

и труд мой был почти бесцельный –

к такому я давно привык...


Я кланялся своим лопатам,

крепил выносливость углём

и сочинял отборным матом

стихи о будущем своём.


Бывает – и энергия злости может вести, а может – великолепное презрение к неудачам, полёт – поверх барьеров, всё равно – счастье необходимо, оно – альфа человеческих стремлений, ещё Паскаль свидетельствовал об этом.

Сильной и крепкой выделки стихи предлагал Хабаров, и сам был таким – сильным и крепкой выделки.

Мощная метафизика, даже мистика перехватывает стихи золотящими лентами смысла:

Я прочёл на странице семьсот двадцать два,

Что из жёлтых костей прорастает трава

И не выжечь её сквозняками,

А однажды и люди воспрянут из пут,

И сквозь чёрное небо они прорастут,

Облака раздвигая руками.


Словно слово ратоборствует смерть; в определённом смысле – поэзия есть вариант победы над ней, вездесущей, и, сколь бы ни была сильна, поэт, исполнив свои песни, ведь остаётся в них.

Шаровые бездны манили Хабарова, словно и мыслившего иногда облаками.

Веками.

Бессмертьем.

Воздушно решал проблемы правды и лжи, творя лёгкие, как пух, созвучия:

Хорошо на Ай-Петри,

Хоть и выше – Тибет…

Торжество геометрий

Там, где Родины нет…


Ветер лижет подножья,

Дремлет в сердце змея.

Правда – горняя, Божья…

Ложь – земная, моя…


Как пух, как свет.

Мерцал Тибет, храня тайны свои, коды бессмертия, возможно.

Змея?

Вероятно – мудрости, не опасна такая, напротив.

Воздуха много в поэзии Хабарова.

Метаморфозы свои, равно страдания описывает с усмешкой:

Не от тяжких трудов, а от лёгкой руки

я пальто заложил и продал башмаки;

вот уж тело висит на костях барахлом –

приценился какой-то к нему костолом...


В ход пошли пепелище, жилище, трава;

песней звякнула медь – разменял на слова.

Ночь сменял на зарю, а зарю – на пальто.

Ну, и кто я теперь? А теперь я – никто.


Мол, посмотрим ещё – кто кого, да и вообще – бабушка надвое сказала.

Кто решил, что надо умирать?

Стих вьётся, энергично-глагольный, вместе – туго наполненный существительными, сам существенен, никакой игры.

И – всё игра.

Пусть обстоятельства закручивают свои петли, а мы попробуем переиграть их.

Русь поездная возникала:

Луна в окошке мутном,

чаёк в стакане синем.

Легко в вагоне утлом

нырять в волнах России.


То проводница плачет,

То тётя режет сало,

То дядя с полки скачет —

Ему стакана мало.


Особость пути, особенность его повествования – под стук поездных колёс, чья энергия завораживает.

Энергия густела в поэзии поэта.

Она вела его – чудесная энергия золотящихся слов, и, разбив свой словесный сад, построив свой метафизический мост над бездной, ускользнул в небеса, оставшись созвучиями.


Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • «Все жили вровень, скромно так»

    29.05.2025
  • Секретные коды

    28.05.2025
  • Этюд о «праведной ненависти»

    28.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS