Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Поэтесса-комиссар

01 января 2007

ДОКУМЕНТАЛЬНО

В последнее время стало привычной вещью: если кто-то, особенно на телевидении, обращается к судьбам людей времён Октябрьской революции, то мы непременно узнаём, что тот, кто считался героем или просто талантливым человеком, взявшимся служить идеям социального переустройства общества, на самом деле никакой не герой и никакой не умник и уж, конечно, не патриот. А скорее всего, или злодей, или приспособленец.

Конечно, были и по сей день живы советские мифы о событиях и людях того да и более позднего времени. Но это совсем не значит, что на их место должны прийти мифы другие, прямо противоположные. Нужна объективная и беспристрастная оценка, оценка уважительная. Как во всём «цивилизованном мире», где не очень спешат чернить свою историю.

Попытку честно взглянуть на свою героиню предприняли кинодокументалисты – создатели двухсерийной ленты «Комета Ларисы Рейснер». Картина рассказывает о легендарной женщине, прошедшей путь от прекрасно образованной профессорской дочки и салонной поэтессы начала XX века до комиссара Балтийского флота и известного советского публициста. Дочь профессора права и потомственной русской дворянки с детства отличалась незаурядными способностями и необычайной красотой. Окончив с отличием гимназию, она поступила в Психоневрологический институт и одновременно стала вольнослушательницей университета. Однако истинной её страстью становится поэзия. И хоть, по мнению современников, поэтический дар её значительно уступает красоте, Лариса Рейснер вхожа в элитный круг петербургского поэтического бомонда, где в 1916 году она сближается с «главным поэтом того времени», героем Первой мировой войны Николаем Гумилёвым. Их роман был бурным и коротким, но повлиял на всю её дальнейшую жизнь. В фильме использована хроника начала и середины XX века, в том числе кадры с присутствием самой Ларисы Рейснер.

О судьбе и творчестве Ларисы Рейснер размышляют писатель Александр Мясников, историк Александр Марголис, доктор филологических наук Борис Аверин, автор книги о Ларисе Рейснер Галина Пржиборовская, доктор исторических наук Наталья Лебина, историк литературы Борис Фрезинский, народная артистка России Лариса Малёванная, ведущий сотрудник Музея-квартиры Александра Блока в Санкт-Петербурге Анна Галегина и родственники героини – доктор филологических наук Марина Рейснер и редактор журнала «Космополитен» Юлия Рейснер. Над фильмом, снятым студией «Янтарь», работали ведущий Дмитрий Антонов, режиссёр Алекс Аргутин, шеф-редактор Оксана Андреева, оператор Александр Самсонов. Продюсеры картины – Виктор Мережко и Дмитрий Антонов.

– Что произвело на вас самое яркое впечатление в ходе работы над фильмом при близком знакомстве с жизнью и судьбой Ларисы Рейснер?

– Яркость самой личности этой женщины. Удивительный продукт своей эпохи! – отвечает Дмитрий АНТОНОВ. – Если оценивать её из нашего времени, она может показаться циничной и даже жестокой, такой своего рода большевистской атаманшей. Ведь Лариса участвовала в Гражданской войне, в боях, то есть воевала по-настоящему, кровь проливала. Мужчины завидовали её храбрости, решительности. При этом она любила и умела быть неотразимо красивой. Если ходила в кожанке, то с бриллиантовой брошью. По ходу сражений, что называется, очищала попадавшиеся на пути богатые поместья. Всегда оставалась открытой, искренней, предельно честной перед собой.

И конечно, она очень талантливый человек, создавший свою интереснейшую судьбу. «Времена не выбирают – в них живут и умирают». Это обо всех нас. И о ней тоже. Уверен, такая женщина в любые времена была бы интересным, притягивающим к себе, завораживающим человеком. Поэтессой, художницей, может, актрисой. В любом случае такой фронт-вумен, как сказали бы сегодня.

– Да, рядом с такими женщинами всегда сложно...

– Несомненно, это роковая женщина. После­довательно она была близка с тремя мужчинами, которые сами по себе значительны. Это Рас­кольников. Это Гумилёв. Это Карл Радек. И для всех она была не просто любимой, которую они боготворили. Но и личностью. Все они, увы, плохо кончили. Знак судьбы.

Её жизнь – и трагедия, и фарс. Казалось бы, такая красавица, которая нашла себя в новой жизни. Но вот парадокс – умерла, отравившись пирожным с кремом, сваренным на тифозном молоке, когда многие просто умирали от голода. Умирала долго, мучительно. Это был второй её тиф, после первого она выкарабкалась, когда была с Раскольниковым в Афганистане. А во второй раз не получилось. Ей было всего 30 лет. За столь короткую жизнь она прожила столько, сколько иные не проживают за 90 лет. Она жила полной жизнью каждую секунду. Такая вот натура.

Виктор ИВАНЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Виктор Иваненко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS