В последнее время стало привычной вещью: если кто-то, особенно на телевидении, обращается к судьбам людей времён Октябрьской революции, то мы непременно узнаём, что тот, кто считался героем или просто талантливым человеком, взявшимся служить идеям социального переустройства общества, на самом деле никакой не герой и никакой не умник и уж, конечно, не патриот. А скорее всего, или злодей, или приспособленец.
Конечно, были и по сей день живы советские мифы о событиях и людях того да и более позднего времени. Но это совсем не значит, что на их место должны прийти мифы другие, прямо противоположные. Нужна объективная и беспристрастная оценка, оценка уважительная. Как во всём «цивилизованном мире», где не очень спешат чернить свою историю.
Попытку честно взглянуть на свою героиню предприняли кинодокументалисты – создатели двухсерийной ленты «Комета Ларисы Рейснер». Картина рассказывает о легендарной женщине, прошедшей путь от прекрасно образованной профессорской дочки и салонной поэтессы начала XX века до комиссара Балтийского флота и известного советского публициста. Дочь профессора права и потомственной русской дворянки с детства отличалась незаурядными способностями и необычайной красотой. Окончив с отличием гимназию, она поступила в Психоневрологический институт и одновременно стала вольнослушательницей университета. Однако истинной её страстью становится поэзия. И хоть, по мнению современников, поэтический дар её значительно уступает красоте, Лариса Рейснер вхожа в элитный круг петербургского поэтического бомонда, где в 1916 году она сближается с «главным поэтом того времени», героем Первой мировой войны Николаем Гумилёвым. Их роман был бурным и коротким, но повлиял на всю её дальнейшую жизнь. В фильме использована хроника начала и середины XX века, в том числе кадры с присутствием самой Ларисы Рейснер.
О судьбе и творчестве Ларисы Рейснер размышляют писатель Александр Мясников, историк Александр Марголис, доктор филологических наук Борис Аверин, автор книги о Ларисе Рейснер Галина Пржиборовская, доктор исторических наук Наталья Лебина, историк литературы Борис Фрезинский, народная артистка России Лариса Малёванная, ведущий сотрудник Музея-квартиры Александра Блока в Санкт-Петербурге Анна Галегина и родственники героини – доктор филологических наук Марина Рейснер и редактор журнала «Космополитен» Юлия Рейснер. Над фильмом, снятым студией «Янтарь», работали ведущий Дмитрий Антонов, режиссёр Алекс Аргутин, шеф-редактор Оксана Андреева, оператор Александр Самсонов. Продюсеры картины – Виктор Мережко и Дмитрий Антонов.
– Что произвело на вас самое яркое впечатление в ходе работы над фильмом при близком знакомстве с жизнью и судьбой Ларисы Рейснер?
– Яркость самой личности этой женщины. Удивительный продукт своей эпохи! – отвечает Дмитрий АНТОНОВ. – Если оценивать её из нашего времени, она может показаться циничной и даже жестокой, такой своего рода большевистской атаманшей. Ведь Лариса участвовала в Гражданской войне, в боях, то есть воевала по-настоящему, кровь проливала. Мужчины завидовали её храбрости, решительности. При этом она любила и умела быть неотразимо красивой. Если ходила в кожанке, то с бриллиантовой брошью. По ходу сражений, что называется, очищала попадавшиеся на пути богатые поместья. Всегда оставалась открытой, искренней, предельно честной перед собой.
И конечно, она очень талантливый человек, создавший свою интереснейшую судьбу. «Времена не выбирают – в них живут и умирают». Это обо всех нас. И о ней тоже. Уверен, такая женщина в любые времена была бы интересным, притягивающим к себе, завораживающим человеком. Поэтессой, художницей, может, актрисой. В любом случае такой фронт-вумен, как сказали бы сегодня.
– Да, рядом с такими женщинами всегда сложно...
– Несомненно, это роковая женщина. Последовательно она была близка с тремя мужчинами, которые сами по себе значительны. Это Раскольников. Это Гумилёв. Это Карл Радек. И для всех она была не просто любимой, которую они боготворили. Но и личностью. Все они, увы, плохо кончили. Знак судьбы.
Её жизнь – и трагедия, и фарс. Казалось бы, такая красавица, которая нашла себя в новой жизни. Но вот парадокс – умерла, отравившись пирожным с кремом, сваренным на тифозном молоке, когда многие просто умирали от голода. Умирала долго, мучительно. Это был второй её тиф, после первого она выкарабкалась, когда была с Раскольниковым в Афганистане. А во второй раз не получилось. Ей было всего 30 лет. За столь короткую жизнь она прожила столько, сколько иные не проживают за 90 лет. Она жила полной жизнью каждую секунду. Такая вот натура.