Арсений Ли. Сад земных наслаждений. сборник стихотворений. М. Издательство «СТиХИ» 2016 90 с. ил.
Это одна из первых книжек поэтической серии «Срез» молодого издательства «СТиХИ». Срез по верхнему краю отличает все книги серии, символизируя, как нетрудно понять, попытку охватить представительный срез современной российской поэзии.
Книжка удивительно красива, и в данном случае говорить об этом имеет смысл не только потому, что книга стихов в идеале должна отличаться единством формы и содержания, но и потому, что в качестве её дизайнера выступил сам автор, который, можно сказать, испытал – и успешно – концепцию оформления серии на самом себе.
Обложка каждой книги серии украшена репродукцией какого-нибудь художественного произведения. Из заголовка понятно, что в случае Арсения Ли это популярный шедевр Иеронима Босха. Такова заявленная метафора содержания издания. Основной конфликт книги, на мой взгляд, происходит не между Раем и Адом, а между Ли-дизайнером, который желает «сделать нам красиво», и Ли-поэтом, ухо которого пытается настроиться на совсем иные мелодии.
Настрой меня, Господь,
на этот звук, –
я постараюсь вторить
нефальшиво
биенью твоего речитатива:
– Тук-тук…
Ли-дизайнер вдохновляется образами ушедшей культуры, изящно играет шрифтами и фактурой бумаги, пишет «Терпсихора» и «Эрато» греческими буквами, адресует стихи Эвтерпе и Фету. Ли-поэт живёт одной жизнью со всеми нами и рассказывает о том, что видит.
Мы приходили с водкою к поэту вместе.
И по отдельности, бывало, заходили,
но вместе – чаще.
И коньяка, и пива приносили.
В общем, «конопляный угар девяностых» и прочий последующий угар. И всё же автор, наблюдая за этой жизнью, держится от неё на расстоянии. Приходит, выпивает, но не спивается.
Впрочем, падших ангелов в нашей поэзии всегда хватало с избытком. Арсений Ли делает попытку, которая всё ещё кажется оригинальной на общем фоне – построить поэтику счастливого человека. Не нытика, не эгоцентрика. Не погружённого в собственные проблемы. Более сострадательного, чем страдающего.
Одно из стихотворений называется «Буржуазное» – и в самом деле, Ли в своих стихах бывает подчёркнуто, вызывающе буржуазен. Он может написать под стихотворением «Мармарис, 2010 – Тенерифе, 2016». «Я шнурую Кензо, рифма приходит снова», – простодушно признаётся он. «К тридцати одному заработал немного денег, написал стихов». Но стихи – не вместо жизни. Стихи – упоительное излишество, незаслуженный подарок.
Действительно, странно
любить эту сизую мглу, фонари –
в грязи по колено,
тщедушную реку, –
былые останки былого
повсюду с собою таскать,
и, – о Господи ,– снова
шептать, – повтори меня здесь,
повтори меня здесь, повтори…
Игорь Караулов