Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Поэзия – это драйв

01 января 2007

ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ

Только не все в состоянии его ощутить

Перед актовым залом Московского Дома учителя толпились юноши при галстуках и девочки в белых блузках с оборочками. Взволнованно краснели и отрешённо шептали стихи. Всё, как когда-то в старой доброй школе, на экзамене по литературе. Только без милых сердцу шпаргалок…

Первый столичный фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику» собрал три тысячи юных любителей классической словесности. Только тех, кто вышел во второй тур, жюри слушало четыре дня. В финал попали 48 московских школьников, среди них – несколько ребят с ограниченными возможностями. Успех? Несомненно. В Центре эстетического воспитания детей «Рождественка», где зародилась идея такого творческого соревнования, теперь подумывают о проведении общероссийского конкурса. 

– Подростку присуща тяга к соревнованию, – говорит художественный руководитель центра Александр Ушаков. – Если лидер в молодёжной среде умеет делать что-то лучше других, то остальные немедленно захотят его переплюнуть. Они же выясняют прямо на улицах, кто лучше станцует брейк-данс! Так почему бы не устроить конкурс на лучшее чтение стихов? Главное – расшевелить сонную массу. 

Со сцены звучали не только столпы школьной программы – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок, Маяковский, – но и нынче почти не знакомые широкой публике Аполлон Григорьев, Константин Бальмонт, Дмитрий Кедрин. Да и у великих поэтов подростки выбирали вовсе не навязшие в зубах обязательные произведения, а, например, «Паж, или 15-й год» Пушкина, «Нравственный человек» Некрасова, «Адище города» Маяковского. 

И тем не менее дудеть в фанфары, провозглашая возрождение интереса подростков к русской словесности, рано. «Меня часто приглашают декламировать стихи на вечерах и конкурсах, но в моём увлечении я одинок, – признался одиннадцатиклассник Виктор Честных, получивший одно из призовых мест. – Мои друзья не понимают и не любят поэзии, считая, что сегодня это «немодно». Не видят в ней никакой ценности, а меня воспринимают как чудака. Как объяснить им, что поэзия не только воспитывает личность, что в ней есть мощь, драйв, эмоциональный порыв?» 

Одним энтузиастам не под силу «расшевелить» и привлечь к чтению всю молодёжь, которой к тому же теперь предстоит жить без экзамена по литературе. Экзамен – это тот же маховик соревнования, только на финише марафонцев ждут не фотоаппараты и плееры, а ключ к дальнейшему обучению и успешной карьере. Даже всеми неоднократно обруганная школьная программа по литературе, даже самые скучные учителя и учебники, даже страх перед грядущим испытанием всё равно взращивали в заросшей сорняками почве зёрнышки духовности и познания. 

И вот что мне пришло в голову: а может, вообще запретить эту литературу? Сбросить её с корабля современности, как предлагали футуристы? Ведь запрещали же когда-то «Битлз» и Высоцкого, а вся страна их всё равно слушала. И самиздат был под строгим запретом, даже срок можно было схлопотать за распространение и чтение Солженицына, Бродского, Набокова. Однако тайком перепечатывали и читали. 

Может, действительно захлопнуть дверь, ведущую на литературную кухню, прямо перед носом у подростка? Прекратить преподавание этого предмета и изъять тома Толстого и Достоевского из школьных библиотек (а во взрослых выдавать только совершеннолетним). И тогда школьники начнут сами их разыскивать, а чтение классики станет знаком протеста, как зелёные волосы и штаны с заплатками. Ведь подростка хлебом не корми, дай попротестовать. 

Конечно, эта мера анекдотическая. Но если серьёзно – что же остаётся? Смириться с тем, что вскоре интересоваться литературой будут лишь одиночки-любители, слывущие чудаками, копающимися в черепках прошлого? 

Людмила ПИСЬМАН

Потеря интереса к книге характерна не только для России. В Испании, например, принята специальная правительственная программа, цель которой – приучить граждан страны к классической испанской литературе. В рамках этой программы, сообщила британская The Guardian, был проведён конкурс на право получить пособие за чтение «Дон Кихота» Сервантеса. Выиграл его водитель мадридского такси. Познакомившись перед оком телекамеры с историей Рыцаря печального образа и ответив на ежедневно поступающие по Интернету вопросы, Ксавье Карретеро получит грант – 642 евро. 

С одной стороны, плата за удовольствие погружения в волшебный мир Сервантеса – какая-то безумная, пардон, халява. А с другой, если всё теперь меряется деньгами, может быть, и нам перенять испанский опыт? Чтобы подростки и их родители наблюдали не за «строительством любви» в очередном телевизионном доме, не за страстями недопечённых фабричных звёзд, а за чтением. Глядишь, и сами возьмут в руки книгу и научатся «назло» нашей системе образования получать от слова наслаждение. 

Отдел «ОБЩЕСТВО»

Обсудить в группе Telegram

Людмила Письман

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS