Только не все в состоянии его ощутить
Перед актовым залом Московского Дома учителя толпились юноши при галстуках и девочки в белых блузках с оборочками. Взволнованно краснели и отрешённо шептали стихи. Всё, как когда-то в старой доброй школе, на экзамене по литературе. Только без милых сердцу шпаргалок…
Первый столичный фестиваль-конкурс «Дети читают русскую классику» собрал три тысячи юных любителей классической словесности. Только тех, кто вышел во второй тур, жюри слушало четыре дня. В финал попали 48 московских школьников, среди них – несколько ребят с ограниченными возможностями. Успех? Несомненно. В Центре эстетического воспитания детей «Рождественка», где зародилась идея такого творческого соревнования, теперь подумывают о проведении общероссийского конкурса.
– Подростку присуща тяга к соревнованию, – говорит художественный руководитель центра Александр Ушаков. – Если лидер в молодёжной среде умеет делать что-то лучше других, то остальные немедленно захотят его переплюнуть. Они же выясняют прямо на улицах, кто лучше станцует брейк-данс! Так почему бы не устроить конкурс на лучшее чтение стихов? Главное – расшевелить сонную массу.
Со сцены звучали не только столпы школьной программы – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок, Маяковский, – но и нынче почти не знакомые широкой публике Аполлон Григорьев, Константин Бальмонт, Дмитрий Кедрин. Да и у великих поэтов подростки выбирали вовсе не навязшие в зубах обязательные произведения, а, например, «Паж, или 15-й год» Пушкина, «Нравственный человек» Некрасова, «Адище города» Маяковского.
И тем не менее дудеть в фанфары, провозглашая возрождение интереса подростков к русской словесности, рано. «Меня часто приглашают декламировать стихи на вечерах и конкурсах, но в моём увлечении я одинок, – признался одиннадцатиклассник Виктор Честных, получивший одно из призовых мест. – Мои друзья не понимают и не любят поэзии, считая, что сегодня это «немодно». Не видят в ней никакой ценности, а меня воспринимают как чудака. Как объяснить им, что поэзия не только воспитывает личность, что в ней есть мощь, драйв, эмоциональный порыв?»
Одним энтузиастам не под силу «расшевелить» и привлечь к чтению всю молодёжь, которой к тому же теперь предстоит жить без экзамена по литературе. Экзамен – это тот же маховик соревнования, только на финише марафонцев ждут не фотоаппараты и плееры, а ключ к дальнейшему обучению и успешной карьере. Даже всеми неоднократно обруганная школьная программа по литературе, даже самые скучные учителя и учебники, даже страх перед грядущим испытанием всё равно взращивали в заросшей сорняками почве зёрнышки духовности и познания.
И вот что мне пришло в голову: а может, вообще запретить эту литературу? Сбросить её с корабля современности, как предлагали футуристы? Ведь запрещали же когда-то «Битлз» и Высоцкого, а вся страна их всё равно слушала. И самиздат был под строгим запретом, даже срок можно было схлопотать за распространение и чтение Солженицына, Бродского, Набокова. Однако тайком перепечатывали и читали.
Может, действительно захлопнуть дверь, ведущую на литературную кухню, прямо перед носом у подростка? Прекратить преподавание этого предмета и изъять тома Толстого и Достоевского из школьных библиотек (а во взрослых выдавать только совершеннолетним). И тогда школьники начнут сами их разыскивать, а чтение классики станет знаком протеста, как зелёные волосы и штаны с заплатками. Ведь подростка хлебом не корми, дай попротестовать.
Конечно, эта мера анекдотическая. Но если серьёзно – что же остаётся? Смириться с тем, что вскоре интересоваться литературой будут лишь одиночки-любители, слывущие чудаками, копающимися в черепках прошлого?
Потеря интереса к книге характерна не только для России. В Испании, например, принята специальная правительственная программа, цель которой – приучить граждан страны к классической испанской литературе. В рамках этой программы, сообщила британская The Guardian, был проведён конкурс на право получить пособие за чтение «Дон Кихота» Сервантеса. Выиграл его водитель мадридского такси. Познакомившись перед оком телекамеры с историей Рыцаря печального образа и ответив на ежедневно поступающие по Интернету вопросы, Ксавье Карретеро получит грант – 642 евро.
С одной стороны, плата за удовольствие погружения в волшебный мир Сервантеса – какая-то безумная, пардон, халява. А с другой, если всё теперь меряется деньгами, может быть, и нам перенять испанский опыт? Чтобы подростки и их родители наблюдали не за «строительством любви» в очередном телевизионном доме, не за страстями недопечённых фабричных звёзд, а за чтением. Глядишь, и сами возьмут в руки книгу и научатся «назло» нашей системе образования получать от слова наслаждение.
Отдел «ОБЩЕСТВО»