Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    02 августа 2023 г.
Литература

Поэзия и её продолжение другими средствами

02 августа 2023

Володин А.М.

Простите, простите, простите меня… Стихотворения. – СПб.: Издательство «Симпозиум», 2023, 576 с.,1000 экз.

Володин А.М.

Записки нетрезвого человека. – СПб.: Издательство «Симпозиум», 2023. 416 с., 1000 экз.

В Петербурге переизданы самое полное на сегодня собрание стихотворений Александра Володина (1919–2001) и его дневниковая проза. Сразу, не откладывая, хочется сказать слова бесконечной благодарности Леониду Ильичу Зильбербургу, а также Надежде Борисовне и Алексею Александровичу Журбиным, без деятельной бескорыстной и деликатной помощи которых эти издания не увидели бы свет.

Сборник стихов несколько лет назад был выпущен к столетию автора, сборник прозы – чуть позже. Они образуют некую дилогию, каждая часть которой обогащает другую.

Дебютировав в 1954 году книгой с незамысловатым названием «Рассказы», печататься Володин начал как прозаик, а в нашу жизнь и историю культуры вошёл прежде всего как автор пьес и киносценариев. Но по своему внутреннему устройству, по отношению и к слову, и к собственному существованию, ко всему окружающему Володин, как теперь выясняется, был прежде всего поэт. Хотя бы потому, что писал стихи всю свою творческую жизнь: первые стихотворения, открывающие книгу «Простите, простите, простите меня…», сочинены им ещё совсем молодым человеком. Как и многое в собственной жизни, стихотворные свои опыты Володин публично (да, наверное, и внутренне) оценивал скептически, называл их «полустихи». Но, как показывают составители, работал над ними Володин тщательно и методично, вполне профессионально, если можно это определение относить к поэтической деятельности. Да и «Записки нетрезвого…» во многом выстроены по законам поэзии – по сути, перед нами стихотворения в прозе, концентрированные лирические высказывания, несмотря на обилие бытовых и сиюминутных деталей. Стихи, замаскированные под прозу, продолжение поэзии другими средствами.

Как пишет в предисловии к собранию стихотворений Володина Игорь Кузьмичев: «Превосходство поэзии и перед прозой, и перед драматургией было для него совершенно неоспоримо. В «Записках нетрезвого человека» он без тени сомнения заявлял: «Хитрая проза жизни может соблазнять лишь тем, что крадёт у поэзии. Но, заблуждаясь и погибая (в который раз!), простодушная слепая поэзия то и дело одерживает победу и смотрит сверху на трезвую суетность жизни». Ничто так не огорчало и не возмущало Володина, как эта самая «трезвая суетность жизни». Ей он противостоял, как мог: побеждал её и оказывался побеждённым, бунтовал и смирялся, протестовал и скоморошничал, – при этом всегда оставаясь самим собой».

Нельзя сказать, чтобы стихи и проза (или, если угодно, «проза») Володина были для нас совершеннейшей terra incognita – нет, стихи, скажем, довольно много издавались, а отдельные строчки – скажем, знаменитая володинская молитва «Простите, простите, простите меня…» – давно уже в нашем сознании живут отдельной жизнью. «Записки нетрезвого человека» и «Оптимистические записки», составившие том прозы Володина, также известны читателю – но здесь эти тексты, тщательно подготовленные составителями и подробнейшим образом прокомментированные, получают новое измерение.

Вот уже на протяжении почти семидесяти лет Александр Моисеевич Володин остаётся одним из самых важных и, если уместно в данном случае это слово, популярных отечественных драматургов. Его пьесы и киносценарии, рождённые советской эпохой и невероятно полно, ёмко и точно иллюстрирующие её, как выясняется, надолго пережили эту самую эпоху и, без всякого сомнения, переживут всех нас. Советская жизнь давно закончилась, удовольствие от текстов Володина не кончается. Как и почему так происходит, едва ли возможно ответить окончательно. Всякий большой талант до конца неизъясним, но попытки разобраться в его природе могут порой доставлять не меньшее удовольствие, чем, собственно, анализируемые произведения. И тут удовольствие от текста, можно сказать, двойное – и от того, как Володин рефлексирует над собственными жизнью и произведениями, и от того, как интерпретируют и анализируют жизнь и творчество Володина подготовившие издание петербургские филологи Игорь Кузьмичёв и Елена Гушанская.

Сергей Князев

Книги Книжный ряд
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Зверята на карантине

27.09.2023

Заглушите мотор

22.09.2023

Иммунитет к слому эпох

22.09.2023

Мир глубины

22.09.2023

Рейтинг «ЛГ»

22.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Итальянское соло для русских судеб

117 голосов

Солженицын.

95 голосов

Полёт над границами века

88 голосов

Шаманские пляски

86 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты