Таких, как Михаил Финберг, у нас единицы. А в некоторых вещах, связанных с профессией музыканта, он, пожалуй, и вовсе единственный в своём роде. Ну, кто бы ещё тащил на себе все эти годы молодечненский фестиваль белорусской поэзии и песни – проект, как сейчас сказали бы, не очень коммерческий? Но почти за 15 лет существования «проекта» так и не появилось ему альтернативы, хотя, казалось бы, какое сокровище само просится в руки – белорусская эстрадная песня, которая за 70–80 лет своего развития не раз демонстрировала настоящие шедевры этого одного из самых массовых жанров культуры! За это время была создана своя – белорусская – песенная школа, появились свои традиции, опирающиеся на неповторимый фольклор. Традиции разрушить легче, чем сохранить, как это ни парадоксально звучит. Особенно на эстраде, где правит невидимый, неуловимый и всемогущий «формат». И Михаил Финберг это прекрасно понимает. Потому и на каждом молодечненском фестивале происходят премьеры программ, посвящённых творчеству какого-либо известного белорусского композитора или поэта – наших знаменитых классиков и современников. Потому каждый раз и звучат на нём песни прошлых лет – как образец, как пример для молодых композиторов, поэтов, исполнителей. Потому и каждый исполнитель, прошедший школу Михаила Финберга, как правило, становится профессионалом на сцене – в самом лучшем значении этого слова. Артистом, который уже понимает: эстрада и белорусская песня начались не с него лично и даже не с его поколения.
Уровень профессионализма музыкантов и всех, кто так или иначе связан с эстрадой, Михаила Финберга очень волнует: «Звезда – человек, который может себе позволить приехать на гастроли за свой счёт, оплатить аренду помещения, световую, звуковую аппаратуру, заплатить всем, кто участвует в его концерте, и после всего этого ещё с концерта получить прибыль. У нас же звездой может называться тот, на кого билеты совсем не покупают. К сожалению, сегодня очень занижена планка профессионализма. Изменились критерии оценки. Что хорошо, что плохо – каждый оценивает по-своему. Сидит в кабинете либо в студии музыкальный редактор, который ничего не понимает в музыке, и выбирает песни на свой вкус. И какой-нибудь талантливый молодой человек может оказаться невостребованным только потому, что его творчество, его талант не «в формате». Раньше как говорили о песне: оригинальная мелодия, интересный текст… Или об исполнителе: у него хорошо поставлен голос, он хорошо читает ноты с листа, имеет интересный репертуар. Сегодня же высшая оценка-похвала: «У него клёвая песня!» А в чём эта «клёвость» заключается, никто не знает».
Об этом мы с ним говорили не раз, и всегда мне хотелось спросить: зачем ему всё это, зачем тратить свои нервы на то, что изменить невозможно? Есть эстрадная песня и есть шоу-бизнес, очень молодой, живущий по своим законам: что востребовано слушателем, то и поётся. И шоу-бизнес всегда будет на поверхности, на вершине эстрады. Но я ни разу не спросил, потому что понимал всю несуразность вопроса. Это как спросить доктора, почему его возмущает, что где-то выписали или продали не то лекарство.
Вопрос в другом: откуда в нём эта почти фанатичная любовь к Песне, в том числе к народной? Но и на этот вопрос я знаю ответ и не сомневаюсь, что и сегодня услышал бы от него то, что слышал раньше: «Для этого надо здесь родиться, надо душой слышать и понимать каждое белорусское слово, музыку этой земли, которая не только в песнях – во всём, что мы видим, чем живём. Надо любить белорусский народ. Я хорошо помню то время, когда многие крестьяне ходили в лаптях. Я жил тогда в Мозыре, и они приходили с большими корзинами ягод и на базаре их за бесценок продавали. Эти люди ничего в жизни не видели, но они были такие аккуратные, приветливые, красивые – красивые и лицом, и душой. Всё это трудно передать словами, но это то, что всегда будет жить во мне. А народные песни! Я родился в царстве этих звуков… И я тогда не понимал, что вот это белорусское, а это не белорусское. Но когда я был ещё совсем маленьким, мог пропеть 10–15 белорусских народных песен».
Я не знаю, писал ли М. Финберг в детстве или в юности стихи. Но иногда поэтом можно быть, и не занимаясь стихосложением. Поэзия может приходить в звуках, рождённых гитарой либо скрипкой, виртуозной игрой на трубе и даже на барабане. Поэзия музыки, которая появляется по воле его дирижёрской палочки, летит от сердца к сердцу, неся всем нам радость, свет и красоту.