Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Поэзия музыки

01 января 2007

Таких, как Михаил Финберг, у нас единицы. А в некоторых вещах, связанных с профессией музыканта, он, пожалуй, и вовсе единственный в своём роде. Ну, кто бы ещё тащил на себе все эти годы молодечненский фестиваль белорусской поэзии и песни – проект, как сейчас сказали бы, не очень коммерческий? Но почти за 15 лет существования «проекта» так и не появилось ему альтернативы, хотя, казалось бы, какое сокровище само просится в руки – белорусская эстрадная песня, которая за 70–80 лет своего развития не раз демонстрировала настоящие шедевры этого одного из самых массовых жанров культуры! За это время была создана своя – белорусская – песенная школа, появились свои традиции, опирающиеся на неповторимый фольклор. Традиции разрушить легче, чем сохранить, как это ни парадоксально звучит. Особенно на эстраде, где правит невидимый, неуловимый и всемогущий «формат». И Михаил Финберг это прекрасно понимает. Потому и на каждом молодечненском фестивале происходят премьеры программ, посвящённых творчеству какого-либо известного белорусского композитора или поэта – наших знаменитых классиков и современников. Потому каждый раз и звучат на нём песни прошлых лет – как образец, как пример для молодых композиторов, поэтов, исполнителей. Потому и каждый исполнитель, прошедший школу Михаила Финберга, как правило, становится профессионалом на сцене – в самом лучшем значении этого слова. Артистом, который уже понимает: эстрада и белорусская песня начались не с него лично и даже не с его поколения. 

Уровень профессионализма музыкантов и всех, кто так или иначе связан с эстрадой, Михаила Финберга очень волнует: «Звезда – человек, который может себе позволить приехать на гастроли за свой счёт, оплатить аренду помещения, световую, звуковую аппаратуру, заплатить всем, кто участвует в его концерте, и после всего этого ещё с концерта получить прибыль. У нас же звездой может называться тот, на кого билеты совсем не покупают. К сожалению, сегодня очень занижена планка профессионализма. Изменились критерии оценки. Что хорошо, что плохо – каждый оценивает по-своему. Сидит в кабинете либо в студии музыкальный редактор, который ничего не понимает в музыке, и выбирает песни на свой вкус. И какой-нибудь талантливый молодой человек может оказаться невостребованным только потому, что его творчество, его талант не «в формате». Раньше как говорили о песне: оригинальная мелодия, интересный текст… Или об исполнителе: у него хорошо поставлен голос, он хорошо читает ноты с листа, имеет интересный репертуар. Сегодня же высшая оценка-похвала: «У него клёвая песня!» А в чём эта «клёвость» заключается, никто не знает». 

Об этом мы с ним говорили не раз, и всегда мне хотелось спросить: зачем ему всё это, зачем тратить свои нервы на то, что изменить невозможно? Есть эстрадная песня и есть шоу-бизнес, очень молодой, живущий по своим законам: что востребовано слушателем, то и поётся. И шоу-бизнес всегда будет на поверхности, на вершине эстрады. Но я ни разу не спросил, потому что понимал всю несуразность вопроса. Это как спросить доктора, почему его возмущает, что где-то выписали или продали не то лекарство. 

Вопрос в другом: откуда в нём эта почти фанатичная любовь к Песне, в том числе к народной? Но и на этот вопрос я знаю ответ и не сомневаюсь, что и сегодня услышал бы от него то, что слышал раньше: «Для этого надо здесь родиться, надо душой слышать и понимать каждое белорусское слово, музыку этой земли, которая не только в песнях – во всём, что мы видим, чем живём. Надо любить белорусский народ. Я хорошо помню то время, когда многие крестьяне ходили в лаптях. Я жил тогда в Мозыре, и они приходили с большими корзинами ягод и на базаре их за бесценок продавали. Эти люди ничего в жизни не видели, но они были такие аккуратные, приветливые, красивые – красивые и лицом, и душой. Всё это трудно передать словами, но это то, что всегда будет жить во мне. А народные песни! Я родился в царстве этих звуков… И я тогда не понимал, что вот это белорусское, а это не белорусское. Но когда я был ещё совсем маленьким, мог пропеть 10–15 белорусских народных песен». 

Я не знаю, писал ли М. Финберг в детстве или в юности стихи. Но иногда поэтом можно быть, и не занимаясь стихосложением. Поэзия может приходить в звуках, рождённых гитарой либо скрипкой, виртуозной игрой на трубе и даже на барабане. Поэзия музыки, которая появляется по воле его дирижёрской палочки, летит от сердца к сердцу, неся всем нам радость, свет и красоту. 

Алесь БАДАК

Обсудить в группе Telegram

Алесь Бадак

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS