Первый русский концерт звезды мирового вокала Анджелы Георгиу
Пропустить это было нельзя. Тем более что призраком оперы выступал не мужчина – урод Гастона Леру, а вовсе даже роскошная, богато одарённая природой во всех отношениях женщина.
Тогда почему «призрак»?
А как, по-вашему, назвать человека, чей голос, почищенный в студии, раньше слышал только в цифровом формате, а облик видел только в клипах?
Вот и получается, что в Питер я ехал на встречу с фантомом. Кому данное слово не нравится, может взять другие. Например, «легенда», «миф». Всё будет точно – Анджела Георгиу долгое время была для меня именно мифическим персонажем. Оперной дивой номер один в моём личном рейтинге.
Недосягаемой. Полубожественной.
Владимир Кехман, пригласивший румынскую певицу выступить в гала на сцене Михайловского театра, может вызвать множество нареканий. Не стану их разбирать, скажу только, что за данный конкретный случай я ему благодарен.
Анджела Георгиу вышла на сцену не сразу. Сначала нам представили в работе оркестр, дирижировал которым маэстро Ион Марин. Его роль в концерте вовсе не была вспомогательной, что продемонстрировало нам второе отделение, самым незабываемым эпизодом которого стало, пожалуй, оркестровое исполнение увертюры-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта». Это хотя и не очень обширное, но всё же и не очень краткое произведение ничуть не расхолодило публику, пришедшую, если честно, «на звезду». Наоборот, после и началось самое интересное. Эмоционально насыщенное и напряжённое.
Однако предшествовал эстетическому взрыву первый акт.
Те, кто ожидал от певицы исполнения признанных хитов вроде арии Виолетты или Casta diva, могли быть даже разочарованы. Двадцать восемь минут вовсе не безраздельного господства на сцене Георгиу – и антракт. Было отчего расстроиться. Признаться, приуныл и я. Слов нет, прибывший с Анджелой тенор Влад Мирица спел свои номера достойно, но мы-то ехали в Питер не за ним!
Два первых сольных номера певицы – арии из опер Пуччини «Джанни Скикки» и «Ласточка» – дали понять, что в зале Анджела Георгиу не менее убедительна, чем в студии. Красивая, артистичная, с великолепной певческой техникой, она умеет держать публику. Да, за самое сердце, открытое, и, что немаловажно, без хирургических перчаток. Доверить ей сей орган было не страшно.
Но уже исполнение дуэта из «Кармен» заставило пожалеть о том, что мы лишены возможности оценить не только виртуозность певицы во владении своим голосом, но и её актёрские способности. Её Микаэла на коротком отрезке времени не успела развернуться во всей глубине лиризма, какой предполагает роль. Всё-таки в концертной сборке Анджеле Георгиу больше удались драматические страсти.
О чём она во весь голос заявила во втором отделении концерта. Которое, прошу заметить, длилось более часа, и это, думается, намеренный ход: короткая разминка, перерыв и – глубинное погружение.
Впрочем, вся мощь лирико-драматического сопрано Георгиу «выстрелила» даже не в заявленных номерах – покорила певица бисирующая. Можно сказать, что из «бонусов» вполне составилось бы третье отделение. По количеству выходов, по драматургическому составу (арии и дуэты), по качеству исполненного.
Недовольные, если они и оставались к моменту исполнения финальной кубинской песни, должны были успокоиться: первым же номером на бис певицей была исполнена ария Чио-Чио-сан. Исчезли все вопросы. Как-то вдруг сразу стало ясно, почему Анджела Георгиу имеет высокие гонорары, почему армия её поклонников легко может побить «торсиду» любой другой певицы, почему она – единственная в своём роде.
Казалось бы, Баттерфляй – маленькая девочка, ей нужна исполнительская нежность, присущая лирическому сопрано, однако нет. Анджела убедила в том, что взросление чувств не следует рабски биологическому возрасту. Что девочке, переживающей глубокие трагические страсти, более подходит темперамент, который порождает боль, идущая от низа живота, чем трогательный, но поверхностный инфантилизм.
Ничего нового я здесь не сказал, музыковеды давно и по много раз перелопатили роль временной «женщины американского лейтенанта», но одно дело – знать, а совсем другое – сделать.
Ни одной истерической нотки, ни грана излишней форсированности в подаче музыкального текста – исполнение Анджелой Георгиу данной арии можно смело назвать эталонным. Почти спокойная поверхность океана, а внизу –
многокилометровая Марианская впадина. Которая не пуста, а населена такими чудовищами, которых лучше не выпускать на поверхность. Путь нелёгкий, но Анджела ступила на него и справилась с его тяготами блестяще.
В общем, это я к тому, что из-за одной этой арии стоило срываться в Петербург, терпеть его сырость, жертвовать двумя ночами, превратившимися из домашних в неуютно-плацкартные, да что там? – ещё многое можно было претерпеть ради воплощения мифа в явь.
Герои мифологий жаждут жертвы. Но не все отдают взамен так много, как смогла отдать теперь уже окончательно первая в моём личном рейтинге оперная дива Анджела Георгиу!
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ–МОСКВА