Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 февраля 2022 г.
  4. № 5 (6819) (02.02.2022)
Литература

Поговорим о смерти

Что мы знаем о ней?

02 февраля 2022

Мы рождаемся с уже заложенной смертностью внутри. И – едва ли не впервые за всё время существования человечества – мы не знаем, что с этим делать.

Наш век – век агностиков, век торжества идеи непознаваемости мира. Картины рая и ада, где в первом праведники на облаках поют осанну, а во втором черти переворачивают грешников на сковороде, не вызывают доверия, устарели, остались в прошлом. Даже если человек религиозен, он не может представить себе рай и ад. По большому счёту и церковь не даёт ясного ответа на то, как выглядит наше послесмертие: рай и ад существуют, но они вроде бы как непостижимы. Кажется, только в исламе, самой молодой религии мира (или в его вульгарной трактовке), возникают гурии-девственницы и последователи получают простые ответы на страшные вопросы, но ещё сколько-то лет – и мусульмане тоже не смогут противостоять изменяющемуся миру.

Большинство из нас, большинство современных, продвинутых, ироничных людей, – в той или иной степени агностики, у которых вопросов больше, чем ответов, и смутное представление об управляющей миром высшей силе, и есть надежда, что всё не заканчивается в момент остановки сердца, но что это и как оно выглядит, мы не можем понять и, пожалуй, даже не будем пытаться.

По большому счёту даже век назад концепция рая и ада существовала в головах даже отъявленных скептиков: коллективное бессознательное, сформировавшееся за много сотен лет, сотворяло некоторое утешительное инфополе. Но пришёл ХХ век, пришли концлагеря и теракты, и это коллективное бессознательное треснуло и раскололось. И человек сказал: я не знаю, есть ли Бог.

Говорю про концлагеря, потому что в Советском Союзе была немного иная картина: воинствующий атеизм революции был столь идеалистичен, что по большому счёту стал новой религией, религией рыцаря, самурая, который отрекался от посмертной судьбы ради строительства светлого будущего. Но явилась перестройка, и рыцарю сказали: твоего светлого будущего не случится, а вот с Богом, с Богом-то непонятно, есть или нет, и вопрос посмертия снова стал каким-то неопределённым.

Мы не знаем, что ждёт нас после смерти. Потому тема эта не то чтобы табуирована, но отчего-то неприлична, неприличнее секса, который вышел из тени, а смерть, наоборот, туда ушла. Мы не знаем, как нам готовиться к смерти, и не знаем, как её переживать. Мне довелось столкнуться с гибелью любимого человека, и я едва не умерла следом, потому что мне было неясно, как реагировать: я в принципе намного позднее узнала, что существует опция «жить дальше», что так делают, что это реально, да.

Мы боимся говорить о смерти, мы отводим глаза от стариков, потому что они нас пугают. Нас пугают инвалиды, мы отворачиваемся от них и пытаемся откупиться мелкой монеткой в какой-нибудь фонд. Мы видим в них отражение смерти, той самой, которую мы никак не сможем проконтролировать, которой не сможем избежать и про которую мы знаем – если честно – совсем ничего.

Но мы узнаем, да, мы узнаем. Она придёт за нами, небытием ли, освобождением ли на буддийский манер, ангелом ли милосердным, коридором ли, светящимся вверх. Она придёт и даст нам ответ на все вопросы; впрочем, ещё одного мы боимся втайне: того, что это будем уже не мы. Те, кто познает ответ на вопрос о сущности смерти, будут уже не нами.

Но сейчас я существую, хрупкая живая человеческая искра, в этот миг между прошлым и будущим, именно он называется «жизнь». И пусть смерть неизмеримо больше меня и никогда я не стану тем, кто может контролировать смерть и посмертие своё, пусть, – в этот момент, светясь в потоке времени, я происхожу, я существую, я живу, и в этот момент я сильнее смерти – да, сильнее.

Тэги: Анна Долгарева Параллели
Обсудить в группе Telegram

Анна Долгарева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Уроки французского бегства

    28.03.2024
  • Крылатая богиня возмездия

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • А при чём здесь Булгаков?

    07.09.2022
  • Обвиняя жертву

    17.08.2022
  • Поэма конца

    228 голосов
  • Свои и чужие

    124 голосов
  • Бесхвостый кот, снайпер и бабы

    105 голосов
  • Кот-хранитель

    88 голосов
  • Крылатая богиня возмездия

    82 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS