М.: Издательство Дека-ВС, 2008.– 335 с. 2500 хореографических премьер ХХ века (1900—1945): Энциклопедический словарь. –
Под сенью Терпсихоры: Сборник балетных либретто / Вступ. ст. В.В. Ванслова. – М.: Редакция журнала «Балет», 2008. – 192 с.
Балетная премьера – значительное событие в жизни каждого любителя. Как, впрочем, любой спектакль, отмеченный каким-либо совершенством, не количества – так качества. С воспоминаниями о полюбившемся представлении мы можем прожить всю жизнь, однако отмерено нам по сравнению с мировой историей не так уж много. Обидно, конечно, что массовые эмоции не поддаются строгому учёту, отрадно тем не менее, что фиксация факта вполне разработана.
Сухой перечень дат и имён, естественно, не так увлекателен, как свидетельство очевидца, но и он необходим, когда речь заходит об археологии знания. Ведь прежде чем размышлять о материальной и духовной культуре эпохи, необходимо ознакомиться с содержанием «культурного слоя».
Такой «предметный» перечень применительно к балету ХХ века даёт словарь Кулакова и Паппе. Составленный по всем правилам академической науки, он содержит список балетных премьер первой половины прошлого века с указанием названия спектакля на языке оригинала; даёт информацию не только о дате, но и о месте первого представления; не забывает о композиторе и хореографе; для многих произведений – об авторе либретто и литературном первоисточнике; часто – о художнике. В некоторых случаях приводится сценическая биография балета.
Названия, имеющие устоявшиеся непереведённые и нетранскрибированные нотации, вынесены в отдельный раздел, упорядоченный в согласии с латинским алфавитом.
Книга, как и положено солидному академическому труду, имеет приложения. Кроме обязательного перечня имён, предметный указатель содержит разделы со списком театров и трупп, включая гастрольные, а также сведённые воедино иноязычные заголовки балетов как в латинском, так и в кириллическом секторе.
Разобравшись с прошедшими премьерами, я хотел бы коснуться возможных премьер будущего.
Рождение балета – событие индивидуальное. Иногда инициатором выступает хореограф, заинтересованный неким сюжетом, иногда композитор пишет музыку по собственному сценарию, иногда задание исходит от дирекции театра. Бывает, что в основе танцевального зрелища нет вообще никакой истории и оригинальной музыки. Бывает всякое.
Валерий Сергеевич Модестов предлагает вернуться к практике, когда балетмейстеры вдохновлялись либретто, а затем либо переделывали известные представления, раскрывая новые грани партитуры, либо обращались за помощью к композитору.
Автор сборника «Под сенью Терпсихоры» даёт своё прочтение некоторых классических сюжетов, но этим его потенциальный вклад в хореографическое искусство не ограничивается. Раз за разом Модестов обращается к небалетным источникам вдохновения и его фантазия рисует схемы любимых поэтических и прозаических текстов, уложенных в движение. Нет, либреттист не предполагает заменить собой хореографа, но событийную часть нет-нет да и прерывают самые общие указания на танцевальную составляющую. Впрочем, далее замечаний типа «кадриль» или «мазурка» скромность Модестова не распространяется. Это похвально, тем более что автор-филолог умеет выстроить фабулу, «сбить» её, придать ей эстетическое правдоподобие.
Невозможно предугадать, вдохновят ли кого-нибудь либретто Валерия Сергеевича, но не исключено, что следующие тома «Балетных премьер» Кулакова и Паппе будут повествовать и о судьбе Модестова в истории мирового балета.