Он подарил мне альбом с рисунками детей. Уже дома я обнаружила на его обратной стороне пятна гуаши. Сразу нахлынуло детство. Вездесущая гуашь. Отмываешь её, отмываешь, а она потом оказывается в совершенно неожиданных местах…
Детская художественная студия – главное дело жизни Игоря Ивановича Бабаянца. Многие, очень многие у нас в Подольске знают этого удивительного человека. Потому что, встретившись с ним однажды в детстве, возвращаются к нему снова, приводят в его студию своих детей и внуков. Этой студии уже 23 года. Игорь Бабаянц стоял у её истоков.
На титульном листе альбома, подаренного мне, слова Игоря Бабаянца: «Я всю жизнь пытаюсь понять язык детей. У них свой мир, в котором они живут, своё понимание того, что происходит. Я даю им возможность выразить своё мироощущение цветом, линией, ритмом. И везде они превосходны, когда полностью доверяют своим чувствам. Это доверие к себе делает их гармоничными».
Ещё он сказал мне, одновременно ловко разрезая лист ватмана пополам: «Они, – кив-нул на детей, – должны быть свободными. Я просто жду, когда они раскроются. Знаете, как сказал Дидро: «Художник, выбирая между счастьем и свободой, выбирает свободу». Так и я когда-то очень давно, в детстве, её выбрала… Уйдя из художественной школы. Это было очень трудное решение. Первое по-настоящему взрослое решение в моей жизни.
Маленькая девчушка лет пяти подошла к Игорю Ивановичу, протягивая с надеждой в глазах свой рисунок: девочка в полный рост на пурпурном, синем, оранжевом фоне. Что-то непередаваемое, непонятное и вместе с тем притягательное… Что-то от Гогена…
Игорь Иванович, глянув быстро, сказал ей словами Чуковского: «Вот теперь тебя хвалю я, вот теперь тебя люблю я». Отложил рисунок в сторону – сохнуть.
Ещё раз скосил глаза на рисунок, когда девчушка ушла. Ещё раз поправил его. Сказал: «Есть детское рисование и детское искусство. Когда ребёнку указывают, как рисовать, что рисовать, – это не искусство. Они ко мне уже из детского сада приходят испорченными. Потому что там им навязывают стереотипы. Вплоть до линий. Например, что дерево надо рисовать так, а не эдак… А что нужно делать? Моя задача – подправить, подсказать, остальное делают они сами. Лучшие – самые-самые маленькие. Для них нет норм и правил. Они видят мир впервые. Таким и рисуют его».
Меня поразило, что на одном и том же занятии все ребята рисуют разные вещи. То есть не выставленный один на всех натюрморт и не заданную единую тему, а то, что они хотят рисовать… Для кого-то это Робинзон Крузо с Пятницей на берегу лазурного моря, бой средневековых рыцарей, для кого-то – правильно выверенные линии изгибов челове-ческого тела, для кого-то – просто сочетание, игра красок…
Игорь Иванович продолжал: «Мне нужно понять, чего хочет ребёнок. И помочь, стать его союзником. Если я не пойму, беда. Он теряет интерес… Нужно попасть, совпасть с его мыслями».
Пришла мама с большой уже девочкой, лет одиннадцати. С собой они не принесли её рисунков. Спросили Игоря Ивановича, можно ли ей прийти заниматься? «Главное – чтоб желание было, – ответил он, – но желание большое, потому что разочарования, трудности неизбежны. Захочется бросить. Всё надо будет преодолеть. Ты очень хочешь заниматься?» – «Да», – ответила девочка. Она ушла. Учитель уверен, что она вернётся.
Игорь Бабаянц – член Союза художников России, заслуженный работник культуры России. Более сорока лет он передаёт свой духовный и профессиональный дар детям, своим ученикам. Они изучают рисунок, живопись, композицию, прикладное искусство, пленэр. Это позволяет им потом успешно держать экзамены в различные художественные учебные заведения. Многие выпускники студии И.И. Бабаянца стали профессиональными художниками.
Студия проводит регулярные выставки, учащиеся неоднократно принимали участие в городском конкурсе «Юные таланты» и каждый раз завоёвывали призовые места. Опи-раясь на учение знаменитого психолога Л. Выготского о «репродукционной деятельно-сти», то есть о повторении уже виденного, Игорь Бабаянц любит рассуждать о том, что дети свободны от этого. Они видят мир так, как видят. «Истинное творчество, – подчёркивает он, – это способность найти те связи между элементами бытия, которые ещё никто не нашёл… Дети это могут. Легко. Взрослый человек весь состоит из стереотипов. Его взгляд «замылен». Он смотрит не видя. В мозгу у него уже есть готовый образ на любое явление и картину. С ним и оперирует его сознание».
Игорь Бабаянц отмечает, что ребёнок сильно меняется в период от десяти до двенадцати лет. Именно в это время, связанное с половым созреванием, он становится критичным к окружающему миру, к себе самому. Это время накладывает на него рамки. А потому, если он не бросил рисовать в десять лет, он будет рисовать всю жизнь. Психологи считают, что рисование развивает все творческие задатки, все таланты человека. Через рисование достигает человек раскрепощения своего истинного «я». Как выражается Игорь Бабаянц, дети «сейчас в состоянии полного погружения в краски». Это состояние похоже на полную отрешённость, на полёт наяву и на молитву…
Уходя, я думала: как хорошо, что в нашем городе есть такой человек, который творит и отдаёт свой дар художника нашим детям.