За всеми этапами создания Ржевского мемориала с особой заинтересованностью следили в ветеранских организациях России и Беларуси. В октябре 2019 года ветераны из Тверской области посетили литейный цех подмосковного Солнечногорска, где завершалась отливка бронзовой фигуры солдата. Им рассказали о процессе создания памятника.
Первоначально 25-метровая скульптура была вылеплена из глины, формована и разделена на 600 частей, которые были отлиты каждая по отдельности, чтобы потом их можно было собрать воедино. В специальной печи при температуре около 1200 градусов расплавили слитки бронзы, а затем разлили по формам. После того как бронза застыла, детали соединили в более крупные элементы. Одной из первых была готова важнейшая часть скульптуры – лик солдата.
– Я был пулемётчиком, простым красноармейцем. Памятник очень похож на моего друга и однополчанина, такого же простого солдата, – поделился впечатлениями Иван Кладкевич, ветеран Великой Отечественной войны, участник боёв на Ржевско-Вяземском направлении. – Изумительный памятник! Это важнейшее дело – увековечить павших воинов Ржевской битвы.
Окончательный монтаж скульптуры проходил в Тверской области, на площадке мемориала, на 10-метровом насыпном кургане близ деревни Хорошево. Масштаб впечатляет: общий вес фигуры солдата – около 80 тонн. Благодаря отсутствию классического постамента она словно парит в воздухе вместе с журавлями, олицетворяющими бессмертные души солдат.
– Мемориал – дань памяти подвигу и самопожертвованию всех солдат и офицеров, благодарность ныне живущих – погибшим героям. Он станет стимулом исследовать ржевское сражение, поставить его в ряд самых значимых битв Великой Отечественной, показать силу долга и силу духа защитников Отечества, – сказал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, отец которого в годы войны был лётчиком и тоже сражался в этих местах.
15 апреля мемориал был полностью построен. На церемонии его открытия мечтает побывать участник Великой Отечественной войны, член Совета ветеранов Ржевского района Евгений Степанович Книга.
– Я видел памятник в Берлине, на Мамаевом кургане, но наш – самый масштабный. Я дал себе слово дожить до его открытия, до 75-летия Победы. Обязательно приду! Уже сейчас думаю, что скажу молодёжи в этот день.
Евгений Книга родился в городе Березино Минской области, и для него особенно важно, что идея создания Ржевского мемориала нашла поддержку на его Родине:
– Я сам до 17 лет жил в Белоруссии, пока не ушёл в партизаны. Мы единый народ, таким и останемся, несмотря ни на что!
Ржевский мемориал станет крупнейшим памятником подвигу советских солдат, созданным в современной России. По масштабу и значению он встанет в один ряд с другими мемориальными комплексами: «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, «Защитникам советского Заполярья» в Мурманской области, «Тыл – фронту» в Магнитогорске, «Памятник Матросу и Солдату» в Севастополе, Поклонной горой в Москве, Пискарёвским мемориальным кладбищем в Санкт-Петербурге и другими знаковыми памятниками.
Пожертвования на создание мемориала приходили со всей страны. В строке, где пишется имя жертвователя, многие указывали имена своих отцов и дедов. Большой вклад внесло Союзное Государство. Значимую поддержку оказали коллективы Большого театра, Московской государственной филармонии, Российского национального молодёжного симфонического оркестра, Малого театра, Музея Победы, ряда бизнес-организаций. Поэтому уже сейчас можно утверждать, что мемориал стал поистине народным.
Вадим Сергеев
Михаил Ножкин, народный артист РСФСР:
– Ржевская битва – самая долгая, самая кровопролитная и самая опасная для страны, поскольку это прямая дорога к Москве. Цифры разные, чуть ли не миллион четыреста погибло наших солдат и где-то 850 тысяч немцев. Но у нас-то были, как мой отец, ополченцы, призванные в армию, а немцы – проверенные, обстрелянные, они шли как на прогулку и до такой степени были уверены в своей победе, что уже отпечатали пригласительные билеты на празднование падения Москвы 7 ноября.
Мы в большом долгу перед Ржевом. Памятник ставится на народные деньги, и это – отправная точка всех наших будущих побед.
Александр Домогаров, народный артист России:
– У меня отец воевал подо Ржевом, получил серьёзное ранение. Слава Богу, он остался жив. Простыми словами рассказывал страшные вещи, как на фронт приходили эшелоны с нашими бойцами, как многие из них погибали. Никто особо об этом не говорил, Ржевский котёл оставался на задворках памяти. И я думаю, что до конца историю Ржевской битвы не знают до сих пор, не осознают: насколько серьёзное, стратегически важное значение она имела. Мне отец говорил, что Ржев был хуже Сталинграда. И потому так важен мемориал. Это наш поклон воевавшим там, наш способ сказать, что мы знаем, мы помним.
Сергей Шаргунов, писатель:
– То, что происходило подо Ржевом, – наша общая боль. Совершенно правильно и естественно, что народными усилиями будет поставлен этот очень важный памятник. Он про всех про нас. И конечно, про тех, кто проявил беспримерный героизм на одном из самых сложных и самых трагических участков фронта. Где смертоубийство происходило круглосуточно, где выстояли, где сложили свои головы наши родные люди. Потому что все, кого забрала Великая Отечественная война, – наша родня. И памятник там – это памятник нашей родне.
Этот памятник – и вопрос и ответ. Эти души, возносящиеся в небо, вопрошают: устояла ли Русь? Устояла!