Как сообщили в январе городские СМИ, деятели культуры и искусства, историки и архитекторы, журналисты и учёные обратились к губернатору Северной столицы Александру Беглову с просьбой помочь в воссоздании «самой востребованной из утраченных доминант Петербурга» – храма Спаса на Сенной предположительно авторства великих зодчих Бартоломео Растрелли или Андрея Квасова.
По словам авторов обращения, сегодня существуют все необходимые данные для восстановления объекта вместимостью тысяча человек в границах исторического участка площадью 2,9 тыс. кв. м. Необходимость воссоздания отражена в законе Санкт-Петербурга № 820–7. «Вопрос воссоздания Спаса на Сенной стоит максимально остро именно сейчас, поскольку в 2026 году запланирована реконструкция наклонного хода станции метро «Сенная площадь», вестибюль которой небольшим фрагментом со служебными помещениями заходит на территорию бывших фундаментов собора. Решение о воссоздании должно быть принято до начала реконструкции станции метро», – уверены представители инициативной группы.
В их обращении отмечается, что уничтожение храма «нанесло непоправимый ущерб не только ансамблю Сенной площади, но и градостроительной структуре всего города», а восстановить его надо немедленно. Иначе время будет упущено, и сделать это уже не получится.
Храм Успения Пресвятой Богородицы, возведённый на Сенной площади в 1758 году, ещё хорошо помнят старожилы Ленинграда. Финансировал его строительство знаменитый в своё время в городе купец-«миллионщик» Савва Собакин. Он очень спешил, чтобы успеть закончить храм к моменту возвращения из Москвы Екатерины II. Императрица осталась работой довольна и даже дала меценату разрешение изменить фамилию (с тех пор Собакин стал называться Яковлевым). Однако позднее государыня наградила купца бронзовой медалью «За скупость» весом в пуд с обязательством постоянно носить её на шее, поскольку тот отказался в день праздника выдавать народу водку бесплатно.
Это был величественный и просторный храм, который венчали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. В течение XIX века здание церкви неоднократно перестраивали. В городе её называли Спасом на Сенной, по одному из её приделов – Спаса Всемилостивого. В отличие от Казанского и Петропавловского соборов, где преобладала знатная публика, Спас посещали главным образом мелкие торговцы с рынка, приезжие крестьяне, мастеровые. До 1869 года вокруг него шла красивая ограда небольшого живописного сада. Способный принять до пяти тысяч верующих, он стал одним из самых больших храмов Северной столицы. Шпиль колокольни Спаса на Сенной был вторым по высоте после шпиля Петропавловской крепости, действительно являясь одной из важнейших архитектурных доминант Северной столицы. Храм отличался также высоким позолоченным иконостасом, считавшимся одним из лучших в Петербурге. Фантастически богатой была его утварь и коллекция икон. Выдающейся ценностью Спаса на Сенной оказались колокола – лучшие образцы произведений отечественного художественного литья того времени.
После революции 1917 года большевики изъяли из храма все ценности, а с 1932 года отдали здание под кафедральный собор обновленческой Ленинградской епархии. В 1938-м храм закрыли и сняли с охраны. Партийные власти города считали, что эта церковь «не имеет архитектурной ценности».
В сентябре 1961 года газета «Вечерний Ленинград» сообщила, что скоро «позорное пятно на облике Сенной площади» будет снесено и на его месте появится наземный павильон станции метро «из стекла и бетона». Архитекторы Ленинграда встревожились и направили письмо министру культуры Екатерине Фурцевой, умоляя вмешаться и сохранить памятник русского зодчества. Та прислала в город комиссию, а потом направила письмо с требованием не допустить сноса шедевра. Однако в управлении «Ленметростроя», спешившего быстрее закончить сооружение станции метро на Сенной и не желавшего ничего переделывать, умышленно не стали его вскрывать, а переправили назад отправителю. На другой день церковь взорвали. Разгневанная Фурцева объявила главному архитектору города строгий выговор, но было поздно – на месте храма уже дымилась груда битого кирпича… Уцелевший в годы блокады, несмотря на то что Спас на Сенной даже указывался в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущёвской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства. Любопытно, что инвентаризационная стоимость разрушенной церкви составляла тогда 8 миллионов рублей. Ровно в такую же сумму обошлось и её уничтожение…
Затем разразился ещё один скандал. Когда мусором от взорванной церкви на Сенной засыпали котлован строящейся станции метрополитена «Горьковская», был обнаружен клад. Примчавшиеся на место сотрудники ОБХСС обыскали рабочих и вытряхнули из их карманов множество золотых царских десятирублёвок. Оказывается, те наткнулись среди мусора на каменный тайник с золотом и закладной доской храма Успения на Сенной.
В уже постсоветский период состоялся сбор подписей горожан в поддержку восстановления храма, которые передали администрации Санкт-Петербурга. В начале 2000-х годов проект подписал главный архитектор города Олег Харченко, было получено разрешение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) и благословение митрополита Владимира, собраны все необходимые подписи. Увы, проект восстановления храма тогда так и не был реализован, хотя в память о взорванной церкви на Сенной площади в 2003 году построили часовню.
В 2011 году развитие проекта восстановления храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади пошло активнее, начались изыскательские работы. Перед строителями стояла задача вскрыть асфальт и рассчитать примерное расположение собора. Оказалось, что старый фундамент, к счастью, не был разрушен. В 2014-м КГИОП признал фундамент здания объектом культурного наследия регионального значения, запретив на этом месте любые виды работ, кроме благоустройства или восстановления церкви.
«Двумя руками голосую за то, чтобы храм Спаса на Сенной был восстановлен, – заявил «ЛГ» председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, известный поэт Борис Орлов. – Это наша история, это духовность, это уважение к православию. Ведь, как известно, большинство населения нашей страны – это православные».
Борис Орлов также осудил нынешнюю практику строительства, когда зачастую многоэтажки строят рядом с храмами, загораживая их купола и кресты. «Нельзя допускать, чтобы коммерция побеждала духовность», – заявил он.
«Конечно, этот замечательный храм, чудесный памятник архитектуры Петербурга надо восстановить, – считает писатель-историк, почётный гражданин Адмиралтейского района, жительница блокадного Ленинграда Татьяна Соловьёва. – Сама эта площадь, где он стоял, – знаковое место города, и украшавший её храм обязательно должен вернуться на своё прежнее место».
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Как известно, в Петербурге в результате настоящего архитектурного погрома, который устроили в городе большевики после 1917 года, и в антирелигиозной кампании времён правления Хрущёва было разрушено (взорвано, разбито, разобрано по кирпичикам) около 120 замечательных храмов: Спас на Водах на Ново-Адмиралтейском острове, посвящённый русским морякам; Знаменская церковь на нынешней площади Восстания, старостой которой был знаменитый академик Иван Павлов; Греческая церковь, построенная на деньги петербургской греческой общины; Благовещенская церковь на нынешней площади Труда и другие исторические храмы, в том числе и Спас на Сенной. Чудесные монументы, творения лучших скульпторов сбрасывали с пьедесталов, безжалостно разбивали и отправляли на переплавку. Был уничтожен памятник «Подвигам лейб-гвардии Сапёрного батальона» на Кирочной улице, снят бюст Александра I на Каменноостровском проспекте, уничтожен памятник принцу Ольденбургскому, который стоял перед Мариинской больницей, убран с площади перед Московским вокзалом знаменитый памятник Александру III. Пострадали многие другие исторические монументы, в том числе памятник Петру I работы знаменитого скульптора Антокольского у Сампсониевского собора, «Пётр спасает рыбаков» на Адмиралтейской набережной и некоторые другие.