Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Пока горит камин

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

В Студии театрального искусства сыграли историю о хороших людях – диккенсовскую «Битву жизни»

Сцена из спектакля;  фото:  Михаил ГУТЕРМАНУ Сергея Женовача и его труппы наконец появился свой собственный дом, с чем мы их от всей души и поздравляем. Человек, столь же скромный, сколь и состоятельный, сделал всё возможное и невозможное, чтобы СТИ получила едва ли не самое стильное и уютное театральное здание в Москве – ту самую золотоканительную фабрику купца Алексеева (впоследствии – Станиславского) на Малой Алексеевской (впоследствии Малой Коммунистической, впоследствии – Станиславского), процветание которой некогда обеспечило расцвет русского сценического искусства. Сказки становятся явью для тех, кто в них верит, господа!

И чем же ещё отпраздновать такое новоселье, как не сказкой о Доме – самом верном и самом надёжном пристанище человека?! Для Сергея Женовача, как и для Чарльза Диккенса, дом это «друг, не покидающий нас и тогда, когда остальные друзья уходят». Так что выбор «Битвы жизни», предпоследней из рождественских повестей великого англичанина, для СТИ закономерен даже вне, так сказать, «исторического контекста»: в спектакле по этой повести, поставленном в Третьей студии МХТ, а затем перенесённом на основную сцену Вахтанговского театра, блистали Степанова, Грибов и Яншин, которые в ту пору были немногим старше нынешних «женовачей». 

То, что плохих людей играть легче, «интереснее», чем хороших, давно уже стало чуть ли не аксиомой. А в «Битве жизни» все действующие лица либо просто хорошие люди, либо люди, хорошие во всех отношениях. Вот поди и сыграй их так, чтобы зритель их принял и понял, при том, что в истории этой нет ни кровавой вражды, ни жестокой несправедливости, и смерть всего одна, да и та – идиллическая. Нелёгкую задачу задал своим питомцам Сергей Васильевич. Ведь по его убеждению, чтобы в мире нашем хоть на малую толику света стало больше, надо не пороки человечества под увеличительным стеклом изучать, а постараться постичь суть его добродетелей. 

Продираясь к этой сути, он решил сыграть на странном контрасте. Александр Боровский создал на сцене абсолютно реальный английский дом. Здесь всё настоящее – яблоки, которыми угощают зрителей и которыми потом с аппетитом хрустят актёры на сцене, часы, мелодично отзванивающие каждую четверть, зеркало с настоящей патиной (говорят, его разыскали на одном из лондонских блошиных рынков во время паломничества труппы к Дому-музею Диккенса – организовать эту поездку помог давний друг театра – АФК «Система»), камин, и главное – огонь в нём, живой и трепетный. И в этой потрясающей атмосфере (виртуозно поддержанной световой партитурой Дамира Исмагилова и музыкой Григория Гобеника) существует совершенно ирреальный текст, витиеватый, назидательный, даже высокопарный, погружающий зрителя (то есть человека довольно-таки циничного, прагматичного и скептического) в совсем уж фантастический сюжет. 

Ну какая девушка, по уши влюблённая в жениха, добровольно откажется от него, поняв, что её родная сестра любит его не меньше? Какой молодой человек, влюблённый в чужую невесту опять-таки по уши, узнав, что её неприязнь к жениху лишь притворство и бежит она из дому не ради него, а ради счастья сестры, не воспользуется её доверием? Даже для лучших и добрейших из нас, сегодняшних, такие поступки – на грани абсурда, если не за нею. 

Скажете, сыграть такое невозможно? А они и не играют. И стараются забыть, что они – профессиональные актёры. Просто весёлая компания молодых людей решила угостить своих гостей старинной забавой – чтением вслух у камелька. Вот так и выходят они на сцену, без грима, в костюмах, лишь намекающих на старую добрую Англию, с тетрадками текста и карандашами в руках. И совершается обыкновенное чудо: через полчаса недоумевающий поначалу зритель перестаёт слышать шорох дружно переворачиваемых страниц, реагировать на пафос диккенсовских пассажей и погружается в стихию игры. 

Правда, стихия эта установила свои правила. За простушкой-служанкой Клеменси Ньюком в исполнении очаровательной Маши Шашловой наблюдать гораздо интереснее, чем за главными героинями истории – Грейс (Екатерина Половцева) и Мэрьон (Мария Курденевич). А озорные господа Сничи и Крегс (удивительно слаженный дуэт Григория Служителя и Сергея Аброскина), даром, что юристы, напрочь затмевают своих клиентов – Элфреда Хитфилда (Максим Лютиков) и Майкла Уордна (Александр Лутошкин), соперничающих за сердце прекрасной Мэрьон. Зато Сергея Пирняка в качестве Сочинителя и Сергея Качанова в роли классического «диккенсовского» отца семейства наверняка одобрил бы и сам мистер Диккенс. И на радостях, возможно, простил бы несколько вольное обращение с любимым своим персонажем в этой истории: нелепость и нескладность Клеменси Ньюком, увы, сведена к минимуму. 

И всё-таки непонятно как, но сказка состоялась. Состоялась как история антиуспеха. Никто из героев не делает головокружительной карьеры, никто не наживает несметных богатств, не блистает в свете, не заводит бурных романов и не переживает опасных приключений, и при этом все они (вот странность-то!) счастливы. Этот странный спектакль живёт, видимо, по тем же правилам, что и огонь в камине на сцене. В синтон судьбам героев преображается и дом, с которым они связаны. Сначала одна стена «уезжает» вглубь сцены, затем вторая, потом исчезает зеркало над камином, наконец, отодвигается и сама каминная стена, а камин пылает по-прежнему весело-жарко. Нонсенс! Огню тяга нужна, но трубы-то – нет! А огонь – есть! И он будет гореть до тех пор, пока рядом с ним есть хоть один человек, которому необходимо его тепло. 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS