Руслан Панкратов, научный сотрудник Института стран СНГ, политический беженец из Латвии
В историческом календаре появилась новая дата: 13 октября 2025 года. В этот день истёк срок пребывания в Латвии для 841 гражданина России, если говорить официальным языком. В реальности же люди, десятилетиями проживавшие в Латвии, должны оттуда убраться вон. Большинству из них – за 70 лет, а многим и за 80.
Формальный повод депортации известен: люди не сдали экзамен по латышскому языку и отказались заполнить анкеты с вопросами, которые любой нормальный человек счёл бы унизительными. Кому принадлежит Крым? Являются ли действия России на Украине агрессией? Оправданно ли уничтожение памятников советским воинам – освободителям Прибалтики? Ответить «правильно» – предать себя. Ответить неправильно – лишиться права на жильё, пенсию, медицинскую помощь. Молчать – тот же результат.
Равняясь на гитлеровцев
На прошедшей недавно в Москве конференции «Массовые нарушения прав человека в Прибалтике» Александр Брод, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, высказался определённо и жёстко: «Депортации уже носят не единичный характер. Можно провести печальные аналогии с нацистской Германией, когда в 1930 е годы выдавливали неугодных сначала по политическим мотивам, потом так называемых расово неполноценных, затем перешли к созданию гетто, концлагерей... Кстати, сейчас в современной Латвии уже неоднократно звучали на самом высоком уровне заявления, что необходимо создавать русские гетто».
Владимир Шаповалов, член правления Российской ассоциации политической науки, чётко указал на ключевой момент: «Коллективную ответственность несёт Европейский союз». По мнению аналитика, представители ЕС «покрывают все преступления латвийского режима».
Конечно, при этом примечательно, что западные институты, которые на словах пекутся о соблюдении прав меньшинств, хранят гробовое молчание, когда речь заходит о судьбе русских в Прибалтике.
Опираясь на ненависть
Александр Дюков, директор фонда «Историческая память», обратил внимание на состав депортируемых и их возраст. Действительно, какую реальную угрозу национальной безопасности могут представлять пенсионеры? Латыши просто издеваются над пожилыми людьми, их близкими и хотят лишний раз куснуть Россию. Дюков прямо говорит: «Латвия злоупотребляет своим обеспечением безопасности, так как эти люди в ряде случаев ещё и недееспособны. В пожилом возрасте резкая смена места жительства – страшнейший стресс». Дюков указал на корни прибалтийской русофобии: «Невозможно обосновать совершенно очевидные нарушения прав русскоязычного населения без апелляции к историческим обидам. Разговор об историческом прошлом лишь легитимизирует политику местных властей, направленную против русскоязычного населения». То есть властями Латвии движет в отношении русских ненависть такой силы, что просто затмевает всё иное, даже элементарную осторожность, ведь можно и нарваться. И этим, конечно, пользуются те в Америке, кто недавно заявил, что готов «укреплять восточный фланг НАТО», в том числе за счёт республик Прибалтики.
Что стоит за улыбками?
Именно у Запада латвийский режим брал уроки, как можно постепенно, методично, порой с улыбкой на губах давить на неугодных людей, добиваться своих целей. В 2018 году в стране были введены требования «продвинутого знания латышского» для тех, кто хочет получить вид на жительство. В 2020-м начались «проверки благонадёжности». В 2022-м, после начала специальной военной операции, появился запрет на продление ВНЖ (статуса вида на жительство) гражданам «страны-агрессора». В 2024–2025 годах стали нормой массовые отказы от продления ВНЖ уже с угрозой депортации, что в итоге и началось.
Формально происходящее объясняют соответствием неким «европейским стандартам», а фактически блокируются ранее действовавшие и никем пока не отменённые международные механизмы защиты. По сути, создаётся юридическая оболочка для массового этноцида – политики уничтожения национальной идентичности, самосознания русских. А где же Евросоюз, его улыбчивые лидеры? В данном случае они проявляют к дискриминации русских полное равнодушие. Более того – создают фальсификат правового поля, в котором подобные действия желательны и допустимы. И это уже не двойные стандарты, а системная русофобия, возведённая в ранг государственной политики и развязывающая руки тем, кто на практике унижает и преследует русских и русскоязычных, российскую культуру и традиции.
Отвечать на вызовы конкретно
Если отрешиться от набора цифр и красивых слов евро-формулировок, на поверхность выходят экзистенциальные вопросы. Что значит быть русским в XXI веке? Можно ли требовать от человека отречения от самого себя как платы за право жить в собственном доме, который нередко перешёл к нему от отца? Латвийский режим исходит из ясной для него и кажущейся европейцам справедливой логики: русские должны либо всецело ассимилироваться (перестать быть русскими), либо покинуть страну. И конечно, они забыли или не упоминают, что в ненавистном им СССР латышский язык не запрещался, работали национальные театры, выходили книги и газеты на латышском, действовала национальная Академия наук. Ныне местной элитой движет логика этнического национализма в чистом виде. Она перечёркивает признание ценности каждой культуры, понимание, что человек вправе оставаться самим собой, сохранять родной язык и память о предках – свободно и независимо от страны проживания.
Вполне можно утверждать, что события в Латвии – не импульсивное решение марионеточного режима, а очевидная, если не завершающая фаза многолетней спецоперации по созданию в странах «цивилизованного мира» прецедента массовых депортаций русских.
По имеющимся сведениям, после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году британская разведслужба МИ-6 создала рабочую группу «Балтийский барьер». С её помощью с 2018 по 2020 год через агентурную сеть в Латвийской Республике пролоббировано принятие 14 законодательных поправок, как раз и позволяющих властям бесцеремонно вести себя с теми, кого они считают в Латвии лишними. Специальная военная операция, начавшаяся в феврале 2022 года, стала ещё одним стимулом наращивать усилия по выполнению этих планов. На практике ныне фактически можно видеть массовые нарушения международных конвенций по защите прав национальных меньшинств, а попутно латышами проводится своего рода зондаж, как Москва готова защищать соотечественников, на что может пойти.
Если Россия промолчит, не отреагирует – значит, можно на оставшихся в стране русских давить ещё сильнее, реально вести дело к созданию гетто для них, а если вдруг власти РФ начнут действовать конкретнее и смелее в политической плоскости, ещё активнее вспоминать тезис об угрозе со стороны России, её нападках на суверенитет европейцев.
Происходящее сейчас в Латвии с нашими соотечественниками – очередное проявление неприятия Западом русского мира, фактическая война с ним на уровне находящихся у власти элит. Обстановка складывается так, что помимо всех предпринимаемых мер на фронте и в тылу есть резон подумать об учреждении Федерального агентства по защите соотечественников. Долгими годами шла буквально борьба за создание специальной структуры по работе с мигрантами, пока она не появилась в рамках МВД. Не менее важная сфера – работа с соотечественниками. Они сталкиваются с немалым числом проблем. Работа на этом направлении организована явно не на должном уровне.
13 октября 2025 года войдёт в историю как дата, когда 841 человек в Латвии был поставлен перед выбором: предать себя или потерять дом. И они приняли решение уезжать в Россию и уезжают – пожилые, растерянные, униженные и оскорблённые.
Как сложится их судьба, найдут ли себе место на Родине? Как человек, который многое сам испытал после побега из Латвии (см. интервью с Р. Панкратовым «На родину в гидрокостюме». – «ЛГ», № 45, 15.11.2023. – Ред.), знаю, что всё очень непросто. Существует много бюрократических барьеров, межведомственной неразберихи, случаев проволочек, а то и коррупции. Жизнью востребованы более чёткая координация усилий и постоянный контроль. Именно поэтому высказываю предложение о создании Федерального агентства по защите соотечественников. А к вопросам практической помощи им постараюсь вернуться в других публикациях.